4.1 C
Москва
Пятница, 29 марта, 2024

«Этот инструмент должен быть объединяющим, а не разъединяющим, как получилось в нескольких округах»

Интересное

Команда Алексея Навального опубликовала списки кандидатов от «Умного голосования» на выборах в Госдуму и в региональные парламенты. Всего речь идет о 1234 кандидатах. В большинстве одномандатных округов нижней палаты федерального парламента поддержаны коммунисты. Политтехнолог Кирилл Шулика в колонке для Znak.com рассуждает о сильных и слабых сторонах проекта.

«Умное голосование» было придумано достаточно давно, но не было оформлено как технология. Хотя это именно технология, то есть инструмент, как, скажем, электронное или трехдневное голосование. Но инструмент не может подменять собой цель, и у него есть как плюсы, так и минусы. Кроме того, любой инструмент надо правильно применять, а не забивать микроскопом гвозди. Цель понятна — не допустить максимально возможное число единороссов и, если шире, провластных кандидатов в Думу. 

Первое испытание инструмента «Умного голосования» случилось в 2019 году в Москве на выборах городского парламента. У всех была эйфория от успеха, поэтому никто не проанализировал испытание, а там были очень интересные особенности.

Как говорил позже Леонид Волков, «Умное голосование» ошиблось в двух округах, где ставленники проекта заняли третье место. Но это были не ошибки, просто именно эти два округа оказались по разным причинам наиболее политически активными и конкурентными. В одном из них Роман Юнеман смог так расшевелить избирателей, что выиграл на обычных участках. В Мосгордуму не прошел только из-за непрозрачного электронного голосования. «Умное голосование» там поддерживало коммуниста Владислава Жуковского.

Второй округ — на северо-востоке Москвы, где шло противостояние вокруг строительства храма в парке «Торфянка». Там избиратель был уже разгоряченный, что умножалось на активность муниципальных депутатов. «Умное голосование» там поддержало справоросса Илью Лифанцева, а второе место занял пожилой коммунист Александр Потапов. Собственно, это фактический расклад сил в политически активном округе — единоросс и две группы активистов вокруг двух парламентских партий. Удивительно, но такой округ в столице был всего один из 45. Остальные старались максимально сушить, что очень помогло технологии «Умного голосования».

А где же был самый большой успех? В округе, где малоизвестный коммунист Сергей Севастьянов выиграл у на тот момент главы «Единой России» Андрея Метельского. В моем округе мог проиграть еще одному малоизвестному коммунисту спикер Мосгордумы Алексей Шапошников. В Свиблово он и проиграл, но прошел в Думу за счет Южного и Северного Медведково. 

Еще два серьезных успеха были в округах, где власть поддерживала представителей других парламентских партий. В этом нет ничего удивительного, потому что админресурс сложно переключается на тех, кто идет не от «Единой России». Так в Мосгордуме оказались Дарья Беседина и Елена Шувалова.

Ну, и теперь надо вспомнить, что стало прообразом «Умного голосования», то есть вторые туры губернаторских выборов, которые власть всегда проигрывает. Такие расклады аналогичны тому, что было на выборах в Мосгордуму в округе Метельского — оппозиции никуда не деться от голосования за мутных жириновцев или малоизвестных коммунистов. 

То есть что получается самым главным в «Умном голосовании»? Его бесспорность для протестного электората. 

Так вот беглый анализ раскладов во всех 225 думских округах показывает, что чуть ли не в 80% из них складывается такая ситуация. Там реально де-факто два, а часто даже полтора кандидата. Даже в моем московском округе выдвинули кучу кандидатов, а агитацию ведут только единоросс Тимофей Баженов и коммунист Валерий Рашкин. И это высококонкурентная Москва! 

Более того, по большинству округов не надо было даже ничего рассылать, потому что там все прекрасно знают, что от власти идет единоросс, а от оппозиции один какой-нибудь представитель парламентской партии, остальные статисты. 

Чаще всего единственный оппонент единоросса — коммунист. Просто потому, что это единственная партия с ячейками на земле еще с 90-х годов. Никого другого там просто нет, а есть только строчка в бюллетене. 

Так что рассылка списков «Умного голосования» актуальна в тех округах, где кандидатов полтора и избиратели знают только единоросса. 

Поэтому инструмент «Умного голосования» наиболее эффективен в тех округах, где все зачищено под кандидата партии власти, противостоят ему статисты, а сам он расслаблен и уверен в победе. Вполне могут быть округа с полутора кандидатами, где ставленник «Единой России» проиграет. Так было на выборах в Мосгордуму, когда выиграли Магомед Яндиев и спойлер Александр Соловьев без копейки денег на кампанию.

Вот именно поэтому власть старается блокировать информацию об «Умном голосовании» всеми правдами и неправдами. Из-за него могут проиграть очень статусные и необходимые в Думе кандидаты —  представители ФПГ, спонсоры, статусные силовики и так далее. 

Серьезному восприятию «Умного голосования» неискушенному региональному избирателю очень мешает флер скандальности, который возникает буквально из-за трех московских округов. Хотя тут совершенно не о чем спорить и ругаться. Те, кто собирался голосовать за Марину Литвинович, не будут голосовать за Анастасию Брюханову и наоборот. Избиратель Сергея Обухова никогда не проголосует за Алену Попову. Поэтому, увы, если не случится чуда, в этих округах власть выиграла и депутатами станут Галина Хованская и Анатолий Вассерман. По России таких округов меньшинство, и там отличные шансы на победу «Умного голосования», но, если договориться до выборов. Вообще, у власти один способ борьбы с этим инструментом — пускать на выборы максимальное число кандидатов, то есть открывать парадный, а не черный вход в бюллетень. Буквально в считанном числе округов кураторы выборов этим пользуются, но этот метод очень ограничен выжженным политическим полем, где уже мало что растет. Невозможно даже искусственно сделать все 225 округов такими, как Ленинградский или Кунцевский округа Москвы. 

Поэтому вряд ли в этот раз «Умное голосование» не пустит в Думу Анатолия Вассермана, но зато может не пустить Виталия Милонова, у которого в округе как раз полтора кандидата. Но для этого инструмент должен быть объединяющим, а не разъединяющим, как это получилось в нескольких округах Москвы. Поэтому наезды на партнеров по оппозиции, которые не попали в «Умное голосование», с требованием призвать сторонников голосовать за конкурента не только никак не скажутся на шансах Вассермана, но и до нуля снизят шансы опрокинуть выборы в округе Милонова. Все-таки протестный избиратель должен чувствовать единение и консолидацию, а не разлады и скандалы.

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.

- Advertisement -spot_img
- Advertisement -spot_img

Последние новости