Следственный комитет Беларуси 30 марта 2022 года возобновил уголовное дело об избиении сотрудником ОМОН минчанки Майи Абромчик в декабре 2010 года и в тот же день прекратил его за истечением срока давности. Об этом сообщает правозащитный центр «Вясна».
В декабре 2010 года студентка 4-го курса истфака БГУ Абромчик вместе со своим парнем пришла на акцию протеста после выборов президента Беларуси. Омоновец начал избивать парня и девушку, в результате у Майи диагностировали «осколочный перелом большой берцовой кости со смещением осколков». Выйдя из больницы, Майя подала жалобу на действия милиции в прокуратуру Московского района Минска. Майя дала показания и сняла побои.
Судебно-медицинская экспертиза, сделанная по требованию прокуратуры, заключила, что зафиксированные травмы могут быть нанесены предметом, похожим на милицейскую дубинку. Девушка нашла свидетелей: молодую пару – их рядом с Майей тоже избивали омоновцы, и пожилую женщину, которая была с Майей в одной клетке в автозаке. Свидетелей допросили. В апреле 2011 года завели уголовное дело на неустановленных лиц – сотрудники ОМОНа в нем не фигурировали. Следовали не установили личность того, кто ее бил, после чего дело приостановили.
В 2012 году Майя Абромчик подала жалобу в Комитет ООН по правам человека (КПЧ ООН), который вынес решение в 2018 году. Комитет посчитал избиение девушки нарушением прав человека и обязал белорусские власти провести полное расследование инцидента, виновных привлечь к ответственности, а пострадавшей предоставить компенсацию. Белорусские власти не отреагировали на это решение.
Юрист правозащитного центра «Вясна» Павел Сапелко указывает, что Майя Абромчик стала жертвой превышения сотрудниками ОМОН власти или служебных полномочий. По его словам, поскольку это тяжкое преступление, то срок давности привлечения к уголовной ответственности – 10 лет со дня совершения преступления.
«Таким образом, не прилагая усилий по привлечению к ответственности виновных, следователи создали условия для того, чтобы предусмотренные законом сроки для привлечения к ответственности истекли. Однако тут Следственный комитет пошел еще дальше – речь о должностном преступлении уже не идет, и произвольное применение физической силы и спецсредств приравняли к бытовой размолвке, квалифицированной по статье 155 УК, которая предусматривает ответственность за неосторожное причинение менее тяжкого или тяжкого телесного повреждения», – подчеркнул правозащитник.