0.4 C
Москва
Четверг, 26 декабря, 2024

В Беларуси активиста Дмитрия Дашкевича приговорили к 1,5 годам колонии, его жену – к 3 годам «домашней химии»

Интересное

Суд Московского района Минска приговорил бывшего лидера «Молодого фронта» Дмитрия Дашкевича к 1,5 годам лишения свободы, его жену Насту – к трем годам «домашней химии» за участие в протестном марше в августе 2020 года. Прокурор требовал приговорить обоих к 1,5 годам колонии. Об этом пишет правозащитный центр «Вясна».

У Дашкевичей 15 июня родился сын Даниил, он четвертый ребенок в семье. Старшей дочери Маре сейчас 8 лет, сыну Давиду – 6, Магдалене 3 года.

Если обоих супругов приговорят к лишению свободы, младенец может отправиться за решетку вместе с матерью. Остальных детей могут передать на воспитание родственникам или в органы опеки. Судья также может дать Насте отсрочку отбывания наказания в связи с наличием малолетних детей.

Дашкевичей задержали 23 марта 2022 года, в квартире прошел обыск. Позже Насту отпустили домой, а Дмитрию присудили 15 суток по административной статье. Позже в его отношении возбудили уголовное дело по части 1 статьи 342 УК РБ «Участие в действиях, которые грубо нарушающих общественный порядок», а его жене Насте сообщили в Следственном комитете сообщили, что она проходит подозреваемой по этому делу.

Во время судебного процесса Дмитрий и Наста отказались от дачи показаний. Они признали только то, что действительно были на марше 23 августа 2020 года, писал правозащитный центр «Весна». В материалах дела три тома — они оглашаются в суде. На процессе перечисляются все аресты, штрафы и уголовное преследование Дмитрия с 1999 года.

Дети в заключении

В Беларуси правила содержания несовершеннолетних за решеткой регулируются статьей 95 Уголовного кодекса. Согласно этому документу, в исправительных учреждениях, где отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, организуются дома ребенка. «Осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до трех лет, общаться с ними в свободное от работы время без ограничений. Им может быть разрешено совместное проживание с детьми в домах ребенка», говорится в документе. Кроме того, с согласия осужденных матерей дети могут быть переданы родственникам или другим лицам — по решению органов опеки, а в трехлетнем возрасте направлены в детский дом.

В Беларуси большинство осужденных женщин отбывают наказание в женской колонии в Гомеле, обращает внимание белорусская служба Радио Свобода. Одна из осужденных женщин рассказывала Свободе, как за решеткой обходятся с женщинами с младенцами. По словам этой женщины, те, у кого было грудное молоко, могли видеть своего ребенка шесть раз в день. У кого не было — час в день. «Мне повезло, что я смогла сохранить молоко», — рассказывала она.

Кто такой Дмитрий Дашкевич

Дмитрий Дашкевич — белорусский активист, лидер белорусского демократического движения «Молодой фронт» в 2004-2015 годах, защитник мемориала Куропаты.

С начала 2000-х Дашкевича неоднократно привлекали к административной ответственности, первое уголовное дело в его отношении возбудили в 2006 году. Тогда его обвинили в «деятельности от имени незарегистрированной организации» (ст. 193.1). Такая статья в уголовном кодексе Беларуси появилась накануне президентских выборов 2006 года. По этому делу активиста приговорили к 1,5 годам лишения свободы. В декабре 2006-го международная правозащитная организация Amnesty International признала его узником совести.

Второй раз Дмитрия Дашкевича вместе с соратником Эдуардом Лобовым (сейчас воюет в Украине) задержали также накануне президентских выборов в конце 2010 года. Их обвинили в избиении в Минске прохожих — Дашкевич и Лобов утверждали, что «прохожими» были силовики в штатском, которые напали первыми. На суде «потерпевших» не было видно — они отвечали из-за стенки, их показания были путанными. Дашкевича и Лобова приговорили к двум годам лишения свободы, но позже Дмитрию добавили еще год — за нарушения условий отбывания наказания.

В конце августа 2013 года Дашкевич вышел на свободу, отсидев весь срок. После освобождения он занялся предпринимательской деятельностью и семьей, но продолжал активную деятельность, а его продолжали привлекать по административным статьям и давать «сутки».

В марте 2014 года Дашкевича задержали и осудили на 12 суток за акцию Минске у посольства РФ против войны в Украине, вспоминает белорусская служба Радио Свобода преследование активиста. В том же году на 25 суток он был осужден во время проведения в Минске чемпионата мира по хоккею. В сентябре 2016 года Дашкевича задержали на границе с Россией: активист вместе с соратником Сергеем Пальчевским копали там окопы — проводили символическую акцию для того, чтобы продемонстрировать, что в Беларуси российские войска никто не ждет. Его оштрафовали на 220 белорусских рублей — «за незаконное снятие урожайной почвы». В 2017 году Дашкевича задерживали по делу «Белого легиона», но менее через месяц отпустили.

С 2017 года Дмитрий Дашкевич активно защищал мемориал Куропаты под Минском. В 1937-1940 годах здесь находилось крупнейшее в Беларуси место массовых расстрелов и захоронений репрессированных. По разным оценкам, в Куропатах сотрудники НКВД расстреляли от 30 тысяч до 250 тысяч человек. ​В 90-е годы активисты установили на месте расстрелов деревянные кресты в память о погибших. В 2017 году в непосредственной близости к территории захоронений построили ресторан «Поедем поедим». Дашкевич и другие активисты организовали в Куропатах ежедневную вахту и пытались убедить его клиентов и владельцев, что заведению не место вблизи могильных крестов. За это Дмитрия не раз задерживали и отправляли на сутки.

На одной из протестных акций после президентских выборов в 2020 году Дмитрия Дашкевича задержали и осудили на 15 суток. Тогда он рассказывал о невыносимых условиях в ИВС на Окрестина.

Дмитрий и Наста — соратники по «Молодому фронту». Ее также неоднократно задерживали за участие в протестных акциях. Они расписались в 2012 году, когда Дмитрий находился в тюрьме строгого режима в Гродно. Через полгода после его освобождения Дмитрий и Наста поженились на свободе.

За неделю до своего задержания Дмитрий Дашкевич написал в фейсбуке: «Для меня оставаться в Беларуси — самое сложное ежедневное решение. И даже не потому, что зона (там ничего нового), а потому, что ты себе не принадлежишь. Конечно, можно было бы жить спокойно. И даже стать там героем. Но я не хочу такого геройства. Да и сегодня даже никакого не хочу. Я хочу просто донести свой крест».

- Advertisement -spot_img
- Advertisement -spot_img

Последние новости