Президент России Владимир Путин заявил, что не знает всех деталей дела обвиняемого в госизмене журналиста Ивана Сафронова. По словам главы государства, согласно информации контрразведки, Сафронов «собирал материалы и передавал их западной разведке, а суд посчитал это доказанным».
«Это журналист, получил такой срок – деталей не знаю, он был не только журналистом, но и советником руководителя «Роскосмоса» и зарабатывал не только журналистской деятельностью, а тем, что собирал соответствующие материалы и передавал их в распоряжение одной из западных разведок. Контрразведка работала за ним в течение нескольких лет, сидела на каналах его связи», – сказал Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума во Владивостоке.
Президент не стал комментировать, насколько строгий приговор вынесли Сафронову, однако подчеркнул, что его защита может подать апелляцию, а генеральный прокурор имеет возможность опротестовать решение суда, если оно слишком суровое.
Иван Сафронов, в прошлом – журналист «Коммерсанта» и «Ведомостей», а в момент ареста – советник главы «Роскосмоса», был приговорен российским судом к 22 годам колонии строгого режима по обвинению в государственной измене (статья 275 УК РФ). Суд признал 32-летнего Сафронова виновным по двум эпизодам: якобы он передал странам НАТО информацию о российских войсках в Сирии, данные о поставках оружия из России в страны Африки и информацию о деятельности российских военных на Ближнем Востоке. Издание «Проект», которое ранее проанализировало обвинительное заключение по делу Сафронова, обнаружило, что все «государственные тайны», разглашение которых вменяют журналисту, находятся в открытом доступе.
Подавляющее большинство коллег Сафронова и российских правозащитников считают его дело сфабрикованным, обвинения – не доказанными, а приговор – неоправданно жестким. Однако они полагают, что Иван не останется в тюрьме на весь отведенный ему срок: журналиста выпустят, когда в России произойдет смена власти.
«Режим показал какой-то неадекватный совершенно оптимизм. Да, 22 года. Но мне все-таки кажется, что самому этому режиму осталось не так долго. Шанс на изменение приговора будет, когда хунта уйдет», – заявил в разговоре с Настоящим Временем адвокат Иван Павлов, который сам был вынужден уехать из России: на него завели дело о разглашении «секретных данных» из дела Сафронова.