Военный суд Алматинского гарнизона приговорил Марка Злуняева, обвиняемого в убийстве 24-летнего пастуха Ерназара Кырыкбаева, погибшего во время январских событий в Талдыкоргане, к шести годам лишения свободы, передает казахская служба Радио Свобода.
Обе стороны судебного процесса выразили несогласие с приговором. Адвокат Злуняева заявила, что ее подзащитный «выполнял свой долг, защищал воинскую часть», поэтому, по ее мнению, «его должны оправдать». Адвокат потерпевшей стороны, как передает Радио Азаттык, заявил, что дело должны были рассматривать «не по факту превышения власти, а покушения на убийство».
По итогам прошлого заседания суда, которое состоялось 11 ноября в выездном формате на месте гибели Ерназара Кырыкбаева, адвокат потерпевшей стороны Кадыр Берден заявил, что, по ранее данным показаниям подсудимого, пастух скакал прямо на воинскую часть, поэтому он «вынужден был стрелять». Но 11 ноября начальник медицинской службы воинской части показал, где после стрельбы находились тело погибшего и труп лошади.
Суд над Марком Злунявым начался 20 октября этого года. До начала судебного процесса военнослужащий содержался в СИЗО.
Об инциденте, произошедшем неподалеку от воинской части на окраине Талдыкоргана, стало известно в начале февраля. Утром 5 января Ерназар Кырыкбаев вышел из дома, чтобы присмотреть за скотом, который пасся вблизи воинской части на окраине Талдыкоргана, и пропал; исчезла также лошадь, на которой ехал пастух.
О том, что Кырыкбаева без причин убили военные, когда пастух просто проезжал мимо части по дороге, журналисты сообщали еще ранее, однако подробности этой истории до сих пор не были известны. Репортерам казахской службы Радио Свобода удалось поговорить с родными погибшего.
Ерназару Кырыкбаеву было 24 года. Он не участвовал в акциях протеста или беспорядках, которые 3 января начались в Талдыкоргане: его родные говорят, что отец троих детей «старался держаться подальше от неприятностей», так как семья ждала четвертого ребенка. В первый день протестов в Талдыкоргане полиция разогнала около десятка активистов, которые собрались в центре города. Затем на той же главной площади снесли памятник бывшему президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Протесты и митинги продолжались до вечера 6 января.
Ерназар Кырыкбаев – не единственный, кто попал под пули силовиков после начала протестов в Талдыкоргане.
Около восьми вечера 7 января военные стреляли по машине, в которой ехали супруги Кайрат и Лаура Нургалиевы и их друг Андрей Карпиленко. Нургалиев и Карпиленко погибли на месте, а Лаура получила два ранения, но выжила. В официальном ответе Южного регионального военно-следственного управления МВД говорится, что Кайрат Нургалиев и Андрей Карпиленко были застрелены военнослужащими в/ч 18404. В их действиях усмотрели нарушение статьи 451, часть 2, пункт 1, Уголовного кодекса – «Превышение власти».
Через день, 8 января, в Талдыкоргане погибла семья из трех человек. Супруги Нурболат Сейткулов и Алтынай Етаева и их 15-летняя дочь Нурай также ехали в машине, по которой открыли огонь военные. Все трое погибли. В официальном ответе Южного регионального военно-следственного управления МВД родственникам погибших также говорится, что действия военных носят преступный характер.
Всего, по официальным данным властей Казахстана, в январских событиях погибли не менее 227 человек (19 из них – сотрудники силовых структур).
Международные организации ранее осудили применение властями Казахстана силы во время январских событий. В резолюции, принятой в январе, Европарламент осудил массовые акты насилия, последовавшие за мирными протестами, и призвал Нур-Султан воздержаться от слишком широкого применения обвинений в «терроризме», не преследовать граждан и общественные организации и прекратить произвольные задержания и пытки.
Токаев в ответ на это заявил, что не считает необходимым проведение международного расследования январских событий в Казахстане, в том числе применение оружия военными. «Справимся сами, у нас есть люди честные, объективные», – заявил он.