Минюст РФ внес в единый реестр «иностранных агентов» правозащитницу Светлану Ганнушкину, политолога Андрея Колесникова, проект «Роскомсвобода» и «Феминистское антивоенное сопротивление», сообщается на сайте министерства.
Ганнушкина – один из лидеров правозащитного центра «Мемориал», председатель комитета «Гражданское содействие», который также ранее был признан «иноагентом».
Колесников – руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги, прекратившего свою деятельность в РФ в сентябре этого года.
В реестр «иностранных агентов» также внесены экс-ведущий «Программы максимум» Глеб Пьяных и журналист издания Republic Анастасия Жвик.
Среди организаций, внесенных Минюстом в список «иноагентов», – проект «Роскомсвобода», «Феминистское антивоенное сопротивление», «Спортивное ЛГБТ-сообщество» и Anti-Corruption Foundation (юридическое лицо «Фонда борьбы с коррупцией», связанного с Алексеем Навальным).
С 1 декабря в России вступил в силу закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». На основании этого документа Минюст РФ опубликовал новый единый реестр «иноагентов», в котором на начало декабря насчитывалось 493 позиции. Это все люди и организации, признанные «иноагентами» за десять лет с момента появления в России первого закона об «иностранных агентах».
Новый закон также позволяет признавать «иностранными агентами» лиц, не имеющих иностранного финансирования. Теперь Минюст сможет включать в реестр «иноагентов» любые российские или иностранные организации или физических лиц, если они получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием, а также ведут политическую деятельность либо собирают сведения о военно-технической деятельности России, которые «можно использовать против безопасности страны».
Также этот документ вводит реестр тех, кто «аффилирован» с «иноагентами». Ими будут признавать физлиц, которые были или являются в настоящее время участниками организации-«иноагента». В этот список войдут лица, получающие или получавшие в прошлом денежные средства от «иноагента», даже через посредников. В то же время на «аффилированных» лиц не будут распространяться ограничения, установленные для «иноагентов».
В новом законе указано, что Минюст сможет исключить «иностранного агента» из единого реестра спустя год после отказа от «иностранного влияния» или перечисленных в законе видов деятельности. При этом в случае повторного включения в реестр добиться исключения удастся не раньше чем через три года.
Закон об «иноагентах» в России появился в 2012 году. Он позволил Минюсту признавать некоммерческие организации «иностранными агентами», если они получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. Критерии, по которым определяется такая деятельность, в законе четко не определены, что позволяет властям преследовать организации, работающие в области просвещения, культуры, здравоохранения, экологии, защиты прав человека. Впоследствии появилась возможность признавать «иноагентами» СМИ и физических лиц.
Адвокат о новом законе в РФ, по которому «иноагентом» рискует стать каждый: