Владелец «ЧВК Вагнера», близкий к Владимиру Путину российский бизнесмен Евгений Пригожин сообщил о помиловании первой группы заключенных, завербованных на войну в Украину и завершивших полугодовую службу по контракту. Речь идет о двух десятках человек. По словам Пригожина, с них сняты все судимости. Правозащитники ранее заявляли, что юридически вопрос о помиловании таких заключенных остается открытым.
«Они отработали контракт свой. С честью отработали, с достоинством. Первые. Отработали так, как мало кто работает на этом свете», – сказал Пригожин.
Он подчеркнул, что многие из бывших заключенных, участвующих в военных действиях в Украине, попали в тюрьму «случайно или в силу характера», поскольку не могли найти себя в мирной жизни и попадали в неприятности. Общество «дало этим людям шанс и должно быть благодарно» за то, что они «воюют за национальные интересы», считает Пригожин.
Большинство заключенных заявили, что планируют вернуться в «ЧВК Вагнера» в качестве добровольцев, пишет РИА Новости со ссылкой на одного из них. «Вагнеровцы» отметили, что это для них «не работа, а жизнь».
Пригожин также дал «вагнеровцам» несколько «советов»: «Много не бухай, наркотики не употребляй, баб не насилуй».
Россия уже несколько месяцев отправляет на войну с Украиной заключенных из российских колоний, в том числе осужденных за тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления: убийства, грабежи, изнасилования. Некоторое время назад стало известно, что вербовкой занимается лично Евгений Пригожин. Он летает по тюрьмам в европейской части России и агитирует заключенных ехать в Украину. Эта практика вызывает много вопросов у правозащитников, особенно то, что завербовавшимся на фронт заключенным обещают помилование, если они выживут через полгода военных действий.
В частности, правозащитница, член Совета по правам человека при президенте Ева Меркачева отмечала, что в настоящее время освободить осужденного можно только тремя путями: «Первое – это акт помилования, который происходит по указу президента. Второе – это амнистия постановлением Государственной Думы. Третье – это решение суда об условно-досрочном освобождении либо о замене части назначенного осужденному наказания на какое-то другое, например, на исправительные работы. Но в этой части ничего не говорится, что можно заменить, например, пребывание в колонии на службу по военному контракту! Такого нет».