Украина передала Международному комитету Красного Креста (МККК) список с именами 19 тысяч депортированных в Россию украинских детей, сообщила в эфире украинской службы Радио Свобода глава постоянной делегации Верховной Рады в ПАСЕ Мария Мезенцева.
Теперь сотрудники МККК, по словам Мезенцевой, могут навестить депортированных детей в российских лагерях, приемных семьях и других местах «незаконного пребывания».
«Нами получено более 19 тысяч заявок, поданных украинскими правозащитниками и органами власти, работающими по этому вопросу. Международный комитет Красного Креста имеет едва ли не прямые полномочия для посещения детей. Мы очень ждем их визита в Россию и другие государства», – заявила Мезенцева.
Днем ранее Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию о признании геноцидом депортации украинских детей в Россию и заявила о причастности к этому Лукашенко.
В документе, за который проголосовали 87 участников ассамблеи, в частности, говорится, что «задокументированные факты депортации и насильного перемещения украинских детей подпадают под действие Конвенции о геноциде 1948 года».
Участники ассамблеи также приветствовали решение Международного уголовного суда о выдаче ордеров на арест Владимира Путина и уполномоченной по правам детей РФ Марии Львовой-Беловой.
Международный уголовный суд в Гааге 17 марта выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Им вменяют ответственность за незаконную депортацию детей с оккупированных территорий Украины в Россию.
Постановление МУС действует бессрочно и может касаться любого человека – в том числе главы государства. Однако Международный уголовный суд не выносит заочных приговоров. Это значит, что для судебного разбирательства подсудимый физически должен находиться в заключении в Гааге. Теперь Путин не может выезжать в страны, которые ратифицировали Римский статут, и в страны, которые признают юрисдикцию суда (123 государства). Это все страны Европы, вся Южная Америка (в том числе такие союзники России, как Венесуэла), Таджикистан, Афганистан, Бразилия, Южная Африка, Центральноафриканская Республика, Нигерия.
В юрисдикцию Международного уголовного суда входит расследование военных преступлений, преступлений против человечности и актов геноцида на территории Украины, какой бы из воюющих сторон они ни совершались. Украина и ряд стран обсуждают и возможность создания иных механизмов для привлечения российских официальных лиц и военнослужащих к ответственности. В свою очередь, высшее российское военно-политическое руководство отрицает совершение военных преступлений в Украине.