Заместитель министра обороны Сергея Шойгу Тимур Иванов наживает личный капитал, в разы завышая сметы на государственные строительные подряды, идущие на восстановление оккупированного российскими войсками Мариуполя, говорится в расследовании Центра «Досье».
Формально восстановительными работами в Мариуполе в качестве генерального подрядчика занимается Публично-правовая компания «Военно-строительная компания» (ППК ВСК), являющаяся «дочкой» Минобороны РФ. Создание этой компании пролоббировал не кто иной, как Тимур Иванов, объяснявший, что ППК ВСК нужна, чтобы избавить ведомство от многочисленных субподрядчиков.
Но, как узнали расследователи, фактически все строительные работы в разрушенном российскими войсками городе ведет близкая к Тимуру Иванову фирма «Олимпситистрой», выступающая субподрядчиком у ППК ВСК. Эта компания построила в Мариуполе ЖК «Невский», состоящий из 12 пятиэтажек, и в настоящее время работает над строительством еще шести многоэтажных домов и возводит в городе новый медицинский центр площадью почти 60 тысяч кв м.
Основной способ заработка Иванова в оккупированном Мариуполе – завышенные минимум в три раза сметы на строительство объектов Минобороны. По словам источника «Досье», «Олимпситистрой» уже освоила десятки миллиардов бюджетных рублей в разрушенном городе. Ход работ проверяет лично Тимур Иванов, его в командировках в Мариуполь часто сопровождает совладелец «Олимпситистроя» Александр Фомин.
Журналисты «Досье» установили, что обогащается Иванов на сооружении объектов в Мариуполе при помощи своего давнего партнера, экс-сенатора Александра Тер-Аванесова. Именно он контролирует «Олимпситистрой», и, как утверждают расследователи, собирает с субподрядчиков откаты, которые затем передает Тимуру Иванову. По этой схеме замминистра обороны РФ и экс-сенатор работают, как отмечают источники «Досье», уже несколько лет.
Как пример, издание приводит тюменскую фирму «Запсибгазром-Газификация», которая вопреки названию занимается не прокладкой газовых сетей, а строительством военных объектов. По данным реестра госзакупок, за время существования «Запсибгазпром-Газификация» выиграла 34 госконтракта на общую сумму около 60 млрд рублей, из них больше половины пришлось на военные стройки.
«Эта компания часто получала объекты, где ранее успел поработать и что-то построить другой подрядчик и от которых Минобороны под надуманным предлогом отказалось», – рассказывает один из источников. С тех пор, как «Запсибгазром-Газификацию» стал контролировать тандем Иванова и Тер-Аванесова, годовая выручка компании выросла с восьми миллиардов в 2015 году до почти 30 миллиардов в 2021-м.
Один из источников расследователей, бывший друг Тимура Иванова, уверен, что «к тому моменту, когда война будет проиграна, путинский режим ослабнет, а Тимур украдет на мариупольских стройках столько, сколько хватит многим поколениям, он просто приедет на Запад, сдав всех, кого только можно».
Ранее команда Навального установила, что Тимур Иванов владеет усадьбами в Москве, Подмосковье и Тверской области, построенными и отремонтированными на средства подрядчиков Минобороны РФ. Так, по словам оппозиционеров, в 2012 году Иванов купил за 600 миллионов рублей на подставную фирму «Дворянское гнездо» трехэтажную усадьбу 1821 года постройки в Чистом переулке в Москве.
Ремонтными и строительными работами в этом особняке занимались подрядчики Минобороны – компании «Альбатрос» и «Оборонспецстрой». Сейчас эти же компании строят жилые дома в Мариуполе. Расследователи считают, что Иванов, курирующий строительство в оборонном ведомстве, получает от этих фирм откаты, предоставляя им крупные контракты.
Соратники Навального уверены, что официальной зарплаты Тимура Иванова не хватило бы, чтобы оплатить все расходы семьи. Оппозиционеры предполагают, что супруги зарабатывают на двоих примерно 25 млн рублей в год, а тратят – около 90 млн рублей.