-2.7 C
Москва
Среда, 27 ноября, 2024

IStories вспомнили о деле о контрабанде, из-за которого мог быть убит журналист Щекочихин

Интересное

«Важные истории»* изучили материалы одного из самых громких уголовных дел в современной истории России — так называемого дела «Трех китов» о контрабанде мебели, к которой были причастны высокопоставленные сотрудники спецслужб.

В материале, автором которого является редактор отдела расследований «Важных историй» Роман Шлейнов**, говорится, что с расследованием этого дела может быть связано отравление журналиста «Новой газеты» и депутата Госдумы Юрия Щекочихина (Шлейнов долго работал вместе с Щекочихиным, — прим. ред.). 

Следственный комитет при МВД начал расследовать дело «Трех китов» в октябре 2000 года. Было установлено, что в магазины «Гранд» и «Три кита» в Московской области шла контрабандная мебель на десятки миллионов долларов; кроме того, на строительство самих мебельных центров было потрачено более 100 млн долларов — деньги на это предоставили фирмы из Германии, у которых не было таких средств на балансе. Следствие предполагало, что эти средства были отмыты в результате нелегальной торговли оружием, нефтью, а также знаменитыми «чеченскими авизо» (распространенными в девяностые годы фальшивками, по которым банки выплачивали деньги).

Как рассказывается в материале, по схеме три немецкие фирмы покупали мебель для России у европейских производителей. Немцам эти компании принадлежали только на бумаге: их контролировал мебельный король Сергей Зуев. Из Европы мебель поступала в петербургский порт, а оттуда — в магазины «Гранд» и «Три кита», которыми владел Зуев. По такой схеме в 1999–2000 годах в Россию было поставлено несколько сотен тонн мебели.

Правоохранительные органы Германии, участвовавшие в расследовании вместе с российскими коллегами, выяснили, что немецкие компании не только закупали мебель для поставки в Россию, но также переводили деньги непонятного происхождения на строительство «Гранда» и «Трех китов». Средства, как выяснилось, шли от фирм, замешанных в скандале с отмыванием российских денег через Bank of New York.

Изначальным учредителем одной из немецких фирм, через которые проходили деньги на строительство «Гранда» и «Трех китов», а затем и мебель, была россиянка Ольга Анурова. Она никогда не была предпринимательницей. Она в свое время работала в российской компании «Беринг Консалтинг», которая поставляла почтовое оборудование и обслуживала администрацию президента России, ФСБ, Генпрокуратуру и Центробанк. 

Владельцем компании, где работала Анурова, был некий Александр Романов. В материале говорится, что Романов был близок к президентскому окружению, а также к таможенной службе. В частности, близким другом Романова был бывший руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов — бывший сослуживец Владимира Путина по КГБ в Германии. 

Следствие считало, что организатором контрабандной схемы был специалист по растаможке Андрей Саенко. По словам человека, близкого к Саенко, он хорошо знал товарищей и сослуживцев президента по Германии — Андрея Бельянинова и Сергея Чемезова. Также Саенко пересекался по бизнесу с Ириной Шойгу — супругой действующего министра обороны Сергея Шойгу. 

Дело «Трех китов» вел следователь Павел Зайцев. В материале сказано, что Зайцев установил причастность к делу Андрея Саенко, а также то, что в решении вопросов с правоохранительными органами Саенко мог помогать сотрудник центрального аппарата ФСБ России. Сотрудник ФСБ, имя которого не разглашалось, был допрошен, а через несколько часов после завершения допроса дело в непрошитом и непронумерованном виде забрала Генпрокуратура. В мае 2001 года Генпрокуратура прекратила дело «Трех китов» «за отсутствием состава преступления». В марте 2002 года Госдума выступила против прекращения разбирательства и обратилась к президенту. Роль в этом сыграл Юрий Щекочихин. Генпрокуратура отменила постановление о прекращении дела «Трех китов». В июне 2006 года Генпрокуратура заявила об аресте пяти фигурантов контрабандного дела: Сергея Зуева, Андрея Саенко, а также директоров и бухгалтеров нескольких фирм. В 2010 году Зуев получил 8 лет колонии, Саенко — 7,5 года. Но в следующем году они вышли на свободу из-за декриминализации контрабандной статьи, по которой их осудили.

* «Важные истории» по решению Минюста РФ внесены в реестр иностранных агентов.

** Роман Шлейнов также внесен в список СМИ-иностранных агентов.

- Advertisement -spot_img
- Advertisement -spot_img

Последние новости