Оппозиционер Алексей Навальный дал интервью газете New York Times. В нем политик рассказал о предстоящих выборах в Госдуму РФ, внешней и внутренней политике и о своем пребывании в исправительной колонии № 2, расположенной во Владимирской области.
Навальный описал американскому изданию свой «обычный день в колонии». Он просыпается в пять утра — за час до подъема, чтобы спокойно почитать в тишине. По словам оппозиционера, это его любимый момент дня. После пробуждения по крику дежурного заключенные быстро встают, одеваются, «идеально заправляют кровати» и выходят на улицу, где слушают гимн и делают зарядку. Затем строем идут на завтрак.
«Едим очень быстро, чтобы к 8 утра вернуться на главное лагерное мероприятие — проверку. Два раза в день мы стоим строем на улице в течение 30 минут, пока идет пересчет заключенных лагеря. Офицер перебирает стопку карточек, выкрикивает твою фамилию. Ты в ответ выкрикиваешь имя-отчество», — сообщил журналистам Навальный.
До 10 утра заключенные обязаны смотреть телевизор, после чего наступает свободное время до 12 часов дня. «Все стремятся занять очередь на кухню, она тут называется „комната приема пищи“, чтобы выпить чай или кофе и перекусить. Плюс у тебя всегда есть куча бытовых дел: постирать, подшить, погладить», — объяснил политик.
После полудня некоторые заключенные выходят на работу, другая часть — смотрит лекции по телевизору, либо играет в настольные игры. Писать, читать в это время запрещено. После 14 часов начинаются «воспитательные мероприятия». С 16:30 по 17:00 проходят вечерняя проверка и уборка помещения. С 18:00 начинается «патриотическое воспитание». «Мы смотрим фильмы о Великой отечественной войне. Или о том, как однажды, лет 40 назад, наши спортсмены разгромили американцев или канадцев. До того, как я попал сюда, и представить не мог, как много фильмов на эту тему снято на деньги госкорпораций. Именно в 18 часов каждого дня мне особенно четко понятна суть идеологии путинского режима: подмена настоящего и будущего прошлым», — рассказал он.
В 19:30 заключенные строятся и идут на ужин, после которого смотрят обязательные лекции. «Вроде весь день ничего не делаешь, но к вечеру ты реально без сил и мечтаешь лечь в кровать. В 22.00 командуют отбой, и все ложатся спать. В 5 утра следующего дня день сурка начинается снова», — добавляет политик.
Алексей Навальный, как и все заключенные, обязан смотреть государственное телевидение, поэтому оппозиционер в курсе последних новостей. Он рассказал, что «Путин решил свой тактический вопрос: не дал нам отнять у него большинства в Госдуме». Навальный признает неизбежность коллективной победы кандидатов-ставленников от власти на предстоящих в сентябре выборах в Госдуму РФ. В разговоре с NYT заключенный призвал ввести санкции против российских олигархов и попросил перестать называть их на Западе бизнесменами.
Коснулся политик и встречи президента США Джо Байдена с российским лидером Владимиром Путиным. По его мнению, американец не достиг никаких целей от встречи с президентом РФ. «Достиг ли Байден каких-нибудь целей? Очевидно, что пока нет. Путин моментально извлек из встречи всю запланированную выгоду, ведь ему ничего и не нужно было, кроме факта этой встречи и телекартинки», — считает NYT Навальный.
Также оппозиционер ответил американским журналистам, что не собирается делать себе какие-либо тюремные татуировки. «Нет уж. Я и так бритый налысо, худой и в робе. Мне достаточно тюремных атрибутов», — сказал Навальный.
Напомним, 20 августа 2020 года Алексею Навальному стало плохо в самолете по пути из Томска в Москву. Лайнер посадили в Омске, политик впал в кому. Через два дня его перевезли в Германию, где он пришел в себя. Правительство Германии заявило, что Навального отравили ядом из группы «Новичок», это подтвердили в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Позже The Insider (издание внесено в реестр СМИ-иноагентов) и Bellingcat выпустили расследование, в котором говорится, что Навального отравили сотрудники спецгруппы ФСБ. Навальный дозвонился до одного из предполагаемых отравителей под чужим именем, и тот откровенно рассказал о своем участии в операции.
Евросоюз ввел ряд санкций против России. Москва отрицает свою причастность к отравлению и само наличие яда в анализах Навального, а также обвиняет Запад в русофобии. Уголовного дела в связи с госпитализацией Навального так и не возбуждено. При этом Путин фактически признал слежку за Навальным, но отметил, что «если бы хотели [отравить], довели бы до конца».
После возвращения в Москву Навального задержали, обвинив в нарушении условий испытательного срока по делу «Ив Роше». Во ФСИН заявили, что он «уклонялся от контроля уголовно-исполнительной инспекции». Это стало поводом для масштабных акций протеста, которые подавлялись беспрецедентно жестко: были задержаны тысячи человек, возбуждены десятки уголовных дел. В итоге суд приговорил Навального к реальному сроку и отправил в колонию.