Петербургский Шуваловский парк переживает не лучшие времена. Распроданные в частные руки исторические здания разрушаются до дыр в потолке и обвалившейся крыши. В худшем случае оказываются снесены ради постройки элитного жилья. Сохранить парк не помогает и его статус объекта культурного наследия федерального значения под охраной ЮНЕСКО. Пока местные жители пытаются добиться справедливости в Следственном комитете, Шуваловский парк продолжает разрушаться. О том, в каком состоянии находятся исторические дома сейчас, читайте в материале Znak.com.
Судьба «зеленой» и «желтой» дач, проданных в частные руки
В прошлом году Институт токов высокой частоты имени Вологдина, дочерняя структура «Ростеха», продал в частные руки два здания начала XX века — «зеленую дачу» и «желтую дачу», известную также как дача Месмахера, или «дом с привидениями».
По данным из ЕГРН, первый дом приобрела некая Вероника Романова. Покупка обошлась ей в 9,2 млн рублей при стартовой стоимости 3,9 млн. Дачу Месмахера продавали дважды. Первый раз здание купили в мае 2020 года за 5,63 млн рублей. Покупатель остался инкогнито, а потом и вовсе исчез. В выписке ЕГРН его имени нет. Как рассказывала визажистка и блогерша из Екатеринбурга Рада Русских, которая перекупила дачу Месмахера за 7 млн в октябре прошлого года, он умер по неизвестным причинам и во владение вступить не успел.
По словам новой хозяйки «желтой дачи», она решилась на покупку во время ночного перелета в Санкт-Петербург. В пункте назначения Русских собиралась посетить барахолку на Удельной и купить антиквариат для нового дома в Уфе. Лот с дачей Месмахера визажистка увидела на Avito. «На данный момент это меценатский жест, потому что куплен он спонтанно и необдуманно. Необдуманно по последствиям, и куплен из желания отреставрировать и сохранить», — объяснила она.
На сайте Российского аукционного дома сказано, что здание приобрели для коммерческих целей. Открывать там музей Русских не захотела — «слишком скучно». Ее реальные планы так и остались загадкой. Звонки и сообщение корреспондента Znak.com в соцсетях Рада Русских оставила без ответа.
Спустя 10 месяцев после появления нового владельца дача Месмахера так и стоит в запустении и разрухе. По закону, визажистка обязана заняться реставрацией дома, так как он включен в список выявленных объектов культурного наследия.
Судя по предоставленным Znak.com фотографиям, в нескольких местах в здании обвалилась крыша. Несмотря на это, на «желтой даче» кто-то регулярно появляется — в доме валяются бутылки из-под алкоголя, окурки и детективы в мягких обложках.
До продажи здания Русских в нем жил работник НИИ, которому позже пришлось съехать.
Жильцы «зеленой дачи», тоже сотрудники НИИ, остались в ней и после продажи. Как объяснил Znak.com один из троих проживающих, работающий в институте дворником и жестянщиком, у них заключен договор с нынешним владельцем. Мужчины живут там, оплачивая только коммуналку, а заодно следят за сохранностью дома.
Как деревянная дача Цолликофера превратилась в VIP-особняк
Один из первых скандалов, связанных с Шуваловским парком, произошел как раз из-за продажи его территории в частные руки. После того как участок земли с деревянной дачей Цолликофера продали, это здание снесли и построили на его месте элитный особняк. «Новая газета» писала, что кусок Шуваловского выкупила семья, приближенная к Дмитрию Медведеву. На момент выхода статьи он уже успел побыть президентом и занимал должность премьер-министра.
Хозяина особняка Никиту Леонова активисты обвиняют в уничтожении памятника архитектуры и незаконном перекрытии территорий. Сам он считает, что только способствует развитию и благоустройству парка. Наш корреспондент поговорил с Леоновым во время случайной встречи в Шуваловском. Он согласился пообщаться, но сразу же попросил выключить диктофон. На то, что Леонов человек обеспеченный, намекала только сигара в его руках.
Он рассказал, что закончил химический факультет, а сейчас «работает в промышленности». В детали Леонов вдаваться не стал. На сайте фонда «Росконгресс» говорится, что он занимает должности председателя координационного совета в компании по производству пиломатериалов «Илим Тимбер» и председателя совета директоров в АО «Сибирский горно-металлургический альянс». Кроме того, Леонов входит в состав совета директоров ОАО «ГИПРОДОРНИИ». По данным СПАРК, организация специализируется на «деятельности в области архитектуры, связанной с созданием архитектурного объекта».
По словам Леонова, он купил участок с домом, известным как деревянная дача Цолликофера, в 2005 году. Через пять лет строительные работы были закончены, и промышленник переселился в Шуваловский парк. Он говорит, что снесенное по его инициативе здание вовсе не было дачей Цолликофера, построили его позже, из-за чего дом и вычеркнули из списка выявленных объектов культурного наследия. По этому поводу Леонов даже спорил с краеведом и автором книги «Парголово» Еленой Александровой. К согласию они так и не пришли.
Как заявляет Леонов, он инициатор создания общественного совета по сохранению Шуваловского парка. На сайте объединения, кстати, он скромно указан как житель поселка Парголово. По словам самого бизнесмена, он финансирует почти все работы по обустройству парка. Леонов перечислил заслуги совета, среди них уборка мусора и опавшей листвы, очистка прудов и канав, установка большей части указателей и информационных щитов. Он добавил, что также занимается реставрацией Туфовой арки, которую активисты называют заброшенной.
На неприязнь защитников парка промышленник отвечает тем же. По его словам, они занимаются только критикой и не предлагают никаких конструктивных решений. В группе общественного совета есть отдельный альбом с роликами, в которых высмеиваются визиты политиков и активистов в парк. Сам паблик, кстати, гораздо популярнее, чем группа оппонентов совета: 6,4 тыс. участников против 500.
Неудачные торги и письмо в Следственный комитет
После нескольких успешных продаж на аукцион выставили еще 13 объектов в Шуваловском парке: один земельный участок и 12 зданий. В их числе были и объекты культурного наследия. В частные руки могла уйти и усадьба Воронцовой-Дашковой. Ее начальная цена — 366 млн рублей. В итоге торги не состоялись. Как пояснили Znak.com в пресс-службе Российского аукционного дома, желающих приобрести объекты не нашлось.
Приостановка продаж защитников парка не удовлетворила. Инициативная группа, в которую входят активистка Ольга Меркулова, муниципальный депутат Мария Воюцкая и несколько членов Российского социалистического движения, посещают парк каждое воскресенье. Там они раздают листовки и снимают ролики о текущем положении дел.
Кроме того, две жительницы поселка Парголово написали письмо председателю СК РФ Александру Бастрыкину. Они заявляют, что деньги, полученные институтом после продаж, «не пошли на оплату многочисленных долгов и штрафов, а используются на выплату премий оставшимся немногочисленным сотрудникам». Авторы письма просят пересмотреть законность проведения сделок и передать объекты парка обратно в государственную собственность.
Накануне женщин вызывали в главное следственное управление СК РФ по Санкт-Петербургу. О том, какое решение будет принято, пока неизвестно. Сами жители Парголово считают, что шансов у них немного.