Сегодня в Куйбышевском районном суде Санкт-Петербурга пройдет заседание по продлению меры пресечения блогеру Юрию Хованскому, которому грозит до 7 лет лишения свободы по статье об оправдании терроризма (часть 2 статьи 205.2 УК РФ). Его адвокат Никита Тимофеев и коллеги-блогеры считают, что дело построено на ложном свидетельстве стримера Андрея Нефедова.
«Я, Юрий Хованский, в 2012 году спел дурацкую песню. Статьи 205.2 части 2 УК РФ тогда не существовало в том виде, в котором ее мне вменяют. Это прекрасно известно и судам, и следствию, но никто не собирается меня выпускать. Меня держат по абсолютному беспределу, и я не могу с этим ничего поделать, как и мои адвокаты», — пишет Хованский в одном из своих писем из СИЗО «Кресты».
Его адвокат также настаивает, что песню о теракте во время мюзикла «Норд-Ост» Хованский исполнил в 2012 году, а не в 2018-м, как предполагает следствие. По словам Тимофеева и блогера Дмитрия Ларина, данные о 2018-м годе появились в деле после допроса Андрея Нифедова, который проходит по делу как свидетель. Это имеет принципиальное значение, поскольку статью об «оправдании терроризма с использованием сети „Интернет“» ввели только в 2016 году.
Как сообщил в своем канале Ларин, он узнал о словах Нифедова после ознакомления с протоколом: «Он дал показания, что в 2018 году, внимание, на стриме собрались такие персонажи, как Стас Ай Как Просто, Юрий Хованский, Дмитрий Ларин, Игорь Линк. Как вам такой сет в 2018 году? И значит, на этом стриме была исполнена ужасная песня, которая является сейчас камнем преткновения. Это в 2018 году! Это абсурд!»
Адвокат Хованского Никита Тимофеев рассказал Znak.com, что показания Нефедова — единственное известное ему свидетельство в пользу того, что стрим проводился в 2018 году. То, что эфир на самом деле проходил шестью годами ранее, подтверждают показания свидетелей и открытые данные на портале web.archive.org.
«Всю информацию мы передали следователю, но он допросить свидетелей и осмотреть ресурсы в интернете отказался», — отметил адвокат. Он добавил, что следователь приобщил к делу опросы свидетелей, которые проводила защита Хованского самостоятельно.
Сам блогер еще до ареста говорил, что песню про «Норд-Ост» он один раз спел перед «компанией нацистов», о чем сейчас сожалеет. Как утверждал Хованский, лично он композицию не публиковал. Об этом же рассказывал в подкасте «Медузы» (признана иностранным агентом) Ларин: «На стриме было 30 человек, и те какие-то фашисты. По словам Хованского, чтобы потроллить их, он исполнил эту песню чуть ли не импровизом. Это был 2012 год, в 2014-м Хованский уже ходил куда-то в Следственный комитет и пояснял, извинялся за эту песню. В феврале этого года о песне заговорили снова». Дело против Хованского Ларин назвал «показательной поркой».
На стриме Ларина с блогером Русланом СМН высказывалась мысль о том, что Нифедов мог дать показания под давлением. Напомним, именно в его трансляции Хованский исполнил композицию про «Норд-Ост». В своем канале Нифедов пожаловался на травлю и заявил, что «не хотел быть главным злодеем и уж тем более того, чтобы Хову упекли». «Никого не волновали мои доводы о 2012-м годе, которые я сообщал на самом деле. <…> Любые неудобные доводы отвергаются», — добавил блогер, но не объяснил, что именно он имеет в виду.
Znak.com не удалось связаться с Нифедовым и Лариным. На момент написания материала телефон Нифедова был недоступен. Как пояснили коллеги Ларина, по делу Хованского он больше никаких комментариев не дает.