5.3 C
Москва
Четверг, 28 марта, 2024

Желаю приятного просмотра

Интересное

Год назад Роскомнадзор (РКН) объявил крестовый поход против аниме. Сегодня «Известия», ссылаясь на сайт регулятора, сообщили, что за год РКН добился удаления и блокировки более 1,9 тыс. ссылок на сайты с аниме-сериалами или мультипликационными произведениями, которые признаны запрещенными. 

«Столицей» расправы над мультфильмами стал Санкт-Петербург. В интересах неопределенного круга лиц, не слишком определенные истцы при поддержке полуанонимных экспертов запретили несколько японских анимационных сериалов, таких как «Тетрадь смерти», «Инуяшики», «Акира», «Токийский гуль» и другие. 

Истцы настаивали на том, что заботятся о детях: якобы в мультфильмах содержатся сцены насилия, некоторые из них оправдывают что-то социально неприемлемое, так что запретим лучше все и сразу — дети здоровее вырастут.

Фанаты жанра уже устали закрывать лицо от стыда за участников процессов, в то время как сами участники закрывали процессы от общественности вопреки требованиям закона.

За год все уже привыкли к решениям о запрете того или иного аниме. Но давайте посмотрим на вещи реалистично: к чему может привести такой процесс?

Само аниме из интернета не исчезает. Суд и Роскомнадзор блокируют конкретный сайт с пиратским контентом. Плохо, не слишком удобно, но посмотреть его можно и легально: тот же «Токийский гуль», который смутил экспертов сценами «расчлененки», установками на «формирование садистских наклонностей» и «склонением к людоедству» и уже заблокирован, есть на нескольких российских стриминговых сервисах и там, слава Миядзаки, никого не смущает. Аниме можно купить на носителе, можно посмотреть на иностранных сервисах или даже — о ужас — по телевидению.   

Интерес к аниме у подростков тоже не пропадет. Так вышло, что в России популяризация жанра — дело рук энтузиастов и по большому счету — нишевая история. Что не помешало тысячам пользователей по всей России играть в Pokemon Go до официального релиза вместе с миллионами игроков по всему миру. В России проводятся косплей-фестивали, ролевые игры, в любом крупном городе можно найти единомышленников. И, какой кошмар, иногда оно добирается до кинотеатров — то есть прокатчики и Минкульт в самом жанре ничего плохого не видит. Хотя бешеную кассу фильмы и не собирают, свой зритель у него есть. 

В бесконечных судах есть и элемент пиара: многие уже привыкли, что государство последние годы редко запрещает что-то действительно плохое, разрешая при этом готовиться к войне в «Юнармии» или ходить под флагами «Единой России» хоть с детского сада. Зато кто-нибудь может узнать пару новых тайтлов.

Слухи о губительном влиянии аниме преувеличены. Люди не совершают [Роскомнадзор] под влиянием «Тетради смерти» самоубийства «как главный герой». Во-первых, потому что главный герой ничего подобного там не делает и стремится к жизни так, как никто другой. Во-вторых, потому что аниме не про [Роскомнадзор], а про то, что неограниченная власть, безнаказанность и возможность произвольно карать тех, чье поведение тебе кажется неприемлемым, — путь тупиковый, ведущий к моральному разложению и чрезвычайно вредный для общества. Интересно, как эту простую и прозрачную мысль проглядели эксперты и суд? Любой зритель, посмотрев сериал, это поймет, а главное — усвоит и, возможно, проживет более достойную жизнь. И кто тогда выигрывает от его запрета: общество или любители линчевать все, что может уличить их в порочности?

Несколько сериалов, действительно, не предназначены для детей — но на то есть маркировка, хотя и она не уберегла нас от детства под «Улицы разбитых фонарей» и «Глухаря» (что не сделало большинство из нас преступниками или полицейскими). Да что там: в сказках братьев Гримм насилия подчас больше, чем в среднем эпизоде какого-нибудь популярного среди подростков аниме. Не говоря уже о том, что там поводов для насилия обычно два: корысть (у злых персонажей) и месть (у добрых). Так себе воспитательная работа. 

Но никто не делает анимацию с целью популяризовать зло. 

Чаще авторы аниме прививают зрителям простые и одобряемые педагогами и даже российской властью ценности: верность слову, преданность Родине, самоотверженность и готовность к самопожертвованию, любовь к близким, уважение к традициям, а также упорный труд как способ достичь целей и готовность к диалогу для перевоспитания сбившихся с пути людей. 

Это все о сериале «Наруто», который тоже порываются запретить. Шанс привить детям что-то доброе и светлое с его помощью исчезнет — и что они тогда будут смотреть, «Ментовские войны — 5», шоу «Давай поженимся»? И чему они там научатся?

Так может ли кто-то в России выиграть от суда о запрете аниме? Да, может: ведь пока суд занят этим, кого-то не арестуют за мирный пикет, кого-то не оштрафуют за случайный репост, а кто-то узнает из новостей название аниме и познакомится с отличным сериалом. Но выиграет ли кто-то от запрета аниме? Я сомневаюсь.

Поэтому я призываю суды не делать поспешных решений: не верить ни мне, ни экспертам, которые преследуют неясные цели, давая заключение о вреде каких-то вещей, даже не ознакомившись с произведением целиком. Чтобы понять, что на самом деле происходит в сериале, необязательно даже смотреть все 700 с лишним серий —  достаточно первых 300 эпизодов, что составляет около 100 часов чистого времени, или две с половиной рабочих недели. Исследовать материал лучше полностью и обстоятельно, можно вместе с прокурором, представителями Роскомнадзора и всеми заявленными экспертами. И только после этого делать выводы о том, что прививает аниме детям и стоит ли его запрещать. Желаю приятного просмотра.

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.

- Advertisement -spot_img
- Advertisement -spot_img

Последние новости