Сегодня Измайловский суд Москвы назначил 3,5 года колонии опальному схиигумену Сергию (Николаю Романову), лишенному сана и отлученному от церкви. Его признали виновным в склонении к самоубийству, нарушении права на свободу вероисповедания и самоуправстве. Когда-то могущественный священнослужитель, прихожанами которого были известные политики и чиновники, за полтора года лишился монастыря, большинства влиятельных сторонников и проекта «самого большого православного храма в мире». В своем последнем слове он сравнил себя с Иисусом, впереди у него суд по еще одному уголовному делу — об экстремизме. О том, как разгоняли монастырь и на чем построили дело против Сергия — в материале Znak.com.
Как появилось дело и как разогнали монастырь
С задержания Сергия до его приговора прошло чуть меньше года — силовики захватили Среднеуральский женский монастырь 27 декабря 2020-го. Еще год до этого между бывшим схиигуменом с одной стороны и РПЦ, прокуратурой и властями с другой шло информационное противостояние, во время которого Сергия лишили сана и отлучили от церкви.
Николая Романова в день задержания этапировали в Москву, ему было предъявлено обвинение по части 1 статьи 110 («Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства»), 148 («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») и 330 УК РФ («Самоуправство»). В первых же видео, которые опубликовала его адвокат, риторика бывшего схиигумена сильно изменилась: он был похож на смиренного старца, а не на воинствующего проповедника, которым он был в проповедях, опубликованных на YouTube, и за которые его в итоге судили.
После ареста Сергия монастырь, где оставались жить его сторонники, за несколько месяцев полностью прекратил свое существование. Сначала был арестован бывший пиарщик Сергия Всеволод Могучев (спустя почти год он стал фигурантом уголовного дела об экстремизме вместе с самим Романовым). Затем прошли обыски в отдаленных скитах бывшего священника. Через два месяца силовики снова нагрянули с обысками в монастырь, на этот раз — чтобы задержать отца Силуана, келейника бывшего схиигумена Сергия, по подозрению в тройном убийстве, совершенном еще в 1999 году. Силуан успел скрыться.
Обитель экс-схиигумена Сергия полностью «зачистили» за год. Хроника Znak.com
Параллельно Екатеринбургская епархия через суды добилась, чтобы имущество монастыря было признано собственностью Русской православной церкви. К середине апреля все сторонники Сергия были принудительно выселены из монастыря. Какое-то время там дежурила полиция, чтобы прихожане не смогли проникнуть обратно. Часть монахинь заявила, что осталась без имущества.
Епархия сказала, что готова предоставить всем монахиням места в других обителях, но сколько из них воспользовались этим правом — неизвестно. Новый митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, который был назначен незадолго до задержания Сергия, обещал, что монахини смогут вернуться в Среднеуральск после того, как в зданиях устранят все нарушения (выяснилось, что комплекс страшно опасен для жизни). Пока этого не произошло.
Позиция обвинения: неправильные проповеди и склонение к самоубийству
Полгода бывший схиигумен провел под арестом, его несколько раз переводили в разные изоляторы и в итоге посадили в СИЗО для бывших силовиков — еще в 1980-е он работал милиционером. В конце августа Измайловский суд Москвы начал рассматривать уголовное дело против Николая Романова по существу.
Из-за ковида на заседание не пускали многочисленных сторонников бывшего священника и журналистов. Поэтому «для обеспечения гласности процесса» адвокаты Сергия завели телеграм-канал и начали публиковать в нем показания свидетелей обвинения и защиты.
Так как обвинение строилось вокруг видеозаписей проповедей Сергия, опубликованных на YouTube, в основном всех допрошенных в суде представителей РПЦ просили оценить эти проповеди с точки зрения канона. В одной из проповедей, по версии следствия, содержалось склонение сторонников к самоубийству — Сергий спросил одну из сестер, готова ли она умереть за «чистоту православия».
Одним из первых в качестве свидетеля был допрошен действующий митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг). Романова он назвал «авторитарным наставником», а также заявил, что Сергий скрыл от Церкви свою судимость.
Он заявил, что в проповедях Сергия были «фактические ошибки, вольные трактовки и осуждения». Кульберг также признал, что вопрос Сергия к монахиням о том, готовы ли они умереть, «не соответствует традициям православного богослужения».
При этом, как и другие представители РПЦ, митрополит Евгений сказал, что раньше отношения с Сергием у него были позитивными. Он настаивал, что проблемы со схиигуменом возникли весной 2020 года, когда в сети стали появляться ролики, характеризующие Сергия, как человека «с помрачненным разумом».
Стоит отметить, что ролики с проповедями схиигумена Сергия появились в интернете гораздо раньше 2020 года. Еще несколько лет назад в соцсетях обсуждали видео, на которых Сергий «изгонял бесов» из людей в своем монастыре. Тогда в епархии действия Сергия не вызывали никаких вопросов.
Позиция защиты: все из-за самого большого храма в мире
Позиция стороны защиты Сергия сводилась к тому, что гонения на священника начались не из-за его проповедей, а из-за финансовых разногласий с епархией в начале 2020 года, когда он заявил, что хочет построить в Среднеуральском женском монастыре самый большой в мире православный храм. Во время допросов адвокаты Сергия пытались получить показания, доказывающие, что глава Екатеринбургской епархии хотел от схиигумена другого.
Эту версию частично подтвердил еще один допрошенный в суде владыка — бывший митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, действующий митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл (Наконечный). В суде митрополит рассказал, что познакомился с Романовым в октябре 2011 года, когда он был духовником Среднеуральского женского монастыря. До начала 2020 года митрополит «хорошо относился к схиигумену Сергию и часто ездил в монастырь». По его словам разногласий между митрополитом и схиигуменом не было до попытки Сергия построить «слишком большой храм» в монастыре. Митрополит сказал, что даже перестал приезжать в монастырь к Сергию, так как не сошелся со схиигуменом во взглядах в этом вопросе.
Экс-схиигумен Сергий рассказал подробности об огромном храме для «крещения китайцев»
О проекте «самого большого православного храма в мире» — храма святой Софии — Znak.com стало известно в начале 2020 года, еще до того, как на проповеди Сергия обратили внимание правоохранительные органы. Храм на 37 тыс. человек Сергий рассчитывал построить на территории Среднеуральского женского монастыря иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Были опубликованы даже первые эскизы монастыря.
Позже в суде Романов рассказал свою версию событий. Он заявил, что первый заместитель руководителя администрации президента России Сергей Кириенко помог найти 35 млн рублей для выкупа земли под храм, а помогла ему договориться глава ОНФ в Свердловской области, теперь — депутат Госдумы Жанна Рябцева, одна из самых известных прихожанок Сергия. Рябцева это заявление до сих пор официально не прокомментировала.
Также Сергий заявил, что митрополит Кирилл сначала согласился на предложение построить храм святой Софии, а затем поставил условие — «построить каменный храм стоимостью 5 млн долларов в 350 километрах от Екатеринбурга». Якобы Сергий был готов построить «скромный храм из клееного бруса», чтобы не тратить деньги, после чего между ними начался конфликт.
Кроме того, чтобы положительно охарактеризовать Сергия, его адвокаты акцентировали внимание на благотворительности. Например, напомнили, что Романов участвовал в строительстве монастыря на Ганиной Яме, который сейчас принадлежит Екатеринбургской епархии. Они также вызвали в качестве свидетеля еще одного известного прихожанина Сергия — хоккеиста Павла Дацюка, который рассказал, что схиигумен построил на территории монастыря «онкологический центр» на его деньги.
В какой-то момент историей Сергия проникся даже гособвинитель.
Бывший схиигумен Сергий не считает себя виновным ни по одному из пунктов. В своем последнем слове он сравнил себя с Иисусом Христом, которого «обвиняли вплоть до креста» и который «был на кресте распят среди двух разбойников».
«Если сейчас меня осудят, значит, Господь Бог попустил обратить внимание на тех, кто в узах находится. И поэтому это тоже проповедь. То, что сейчас вы судите — это та же проповедь. Как судили Иисуса Христа. Как судили Иоанна Крестителя. Как судили царя, Николая Александровича, с его августейшей семьей. Ничего не нашли, но расстрелять расстреляли», — сказал Романов.