Президент России Владимир Путин назвал «комичным» пример того, как журналистам-иноагентам необходимо делать огромные пометки о своем статусе к каждому посту в социальных сетях. Глава государства называл такую ситуацию «избыточной реакцией» и отметил, что на такое положение дел «стоит обратить внимание».
Сегодня на встрече Владимира Путина с членами СПЧ главред «Московского комсомольца» Павел Гусев поднял вопрос о резонансном законе о СМИ-иноагентах. «Закон принимался в спешке, не обсуждался ни с журналистским сообществом, ни с профильным комитетом Госдумы, ни с Союзом журналистов. <…> Без всякого принуждения выносится: ты — иноагент. Никто ничего не объясняет. Делает это Минюст, не Роскомнадзор, который работает со СМИ и знает нашу специфику. Может быть, имеет смысл, чтобы было судебное заседание и суд выносил бы соответствующее решение?» — сказал Гусев. Главред «МК» привел пример, когда журналист-иноагент выкладывает в соцсети фото, как наряжает с ребенком елку, и делает огромную пометку о присвоении статуса иноагента. «Ну зачем, должны же быть какие-то пределы!» — возмутился Гусев.
Владимир Путин, отвечая Павлу Гусеву, сказал, что пример, который он привел, «является комичным».
«Совершенно избыточная реакция, это очевидно. На это следует обратить внимание», — сказал Путин.
Глава государства также сообщил, что необходимо понять, почему закон о СМИ-иноагентах не обсуждался с профессиональным сообществом. «В то же время вы знаете, как к нашим СМИ относятся за границей. Их объявляют иноагентами, вызывают на допросы, им грозит тюремное заключение за неявку. Нам, с одной стороны, нужно обеспечить свободу слова, в известной степени неприкосновенность людей, которые обращают внимание на изъяны нашей системы. Но при этом нам нужно защитить себя от вмешательств со стороны. <…> Что касается СМИ, то действовать нужно очень аккуратно, очень тонко. <…> Я с вами согласен, давайте вернемся к этому, с профессиональным сообществом поработаем и придем к согласованному решению», — сказал Путин.
Законодательство об иноагентах существует в России с 2012 года, тогда были внесены поправки в закон об НКО. СМИ стали получать статус иностранного агента в 2017 году, физические лица — в 2020 году. Только за последние четыре года Минюст включил в реестр СМИ-иноагентов 95 изданий, журналистов и правозащитников.