Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в ходе беседы с президентом РФ Владимиром Путиным по случаю Дня Конституции оперировал странными метафорами. Стенограмма разговора опубликована на сайте Кремля.
Зорькин начал с того, что в отредактированной Конституции роль Конституционного суда была усилена, что «законодательная система России — по практике Конституционного суда — стала устойчивой, сбалансированной и более профессиональной».
Также, по словам главы КС, уровень правосознания возрос, а с ним и требования к суду. Далее председатель суда перешел к таинственным метафорам.
«Мы недавно провели некоторый мониторинг, как общественность реагирует, — нам ведь тоже надо это знать, разные письма поступают и так далее. Наши аналитики предложили такую концепцию: деление всего, что отзывается на нас в обществе, — „телескопы“, „микроскопы“ и „кривые зеркала“.
„Телескоп“ — понятно: хорошее видится на расстоянии. „Микроскоп“ — это в мелочевку вникают, вгрызаются люди, как там они решили, где и так далее. „Кривые зеркала“ — понятно, о чем идет речь. Тем не менее, я думаю, может быть, даже „кривые зеркала“ все же полезны Конституционному Суду.
Но, на самом деле, положение все же не такое простое с правами человека. Мы понимаем, что Россия идет [вперед], постепенно все это упрочивается, и люди более грамотными становятся, но все равно нарушения есть, и никуда от этого не денешься. Что я хочу сказать насчет этой третьей группы. Что удивительно, [ее] представители — те, которые в публичной печати вот так иногда отзываются, что называется, с плеча рубят — идут в виде адвокатов, в виде сопровождающих жалобщиков и порой выигрывают. Так возникает вопрос: какой суд? Есть он или нет? Я думаю, что есть. Мне так кажется, да», — заявил Зорькин.
Как отреагировал на эту тираду Владимир Путин, из стенограммы непонятно. Во всяком случае, если верить написанному на сайте Кремля, то президент не удивился. «Да, конечно. То, что люди выигрывают, — это очень хорошо. Это говорит о том, что чем более профессиональными будут решения, тем больше будет доверия к судебной системе в целом. Поэтому это очень важно», — сказал он.