9.6 C
Москва
Четверг, 28 марта, 2024

«Дела по новой „пыточной“ части будут редкими»

Интересное

Юристы приветствуют законопроект, который ужесточает наказание за пытки, организованные представителями власти. О необходимости такой меры правозащитники говорят уже более десяти лет. Однако, как считают эксперты, законопроект требует дополнений, кроме того, нужна более широкая правоприменительная практика по таким делам. Пока что складывается ощущение, что уголовные дела о пытках в отношении силовиков будут единичными. 

Если закон будет принят, пытки перейдут в категорию особо тяжких преступлений, и будут наказываться лишением свободы до 12 лет. Главные изменения — вводится часть 4 статьи 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий, совершенное с применением пытки»), а также корректируется статья 302 УК РФ («Принуждение к даче показаний»). Пытки и издевательства с какой-то целью будут считаться отягчающим основанием.

Глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков отметил, что изменение 302-й статьи — «мертворожденное», поскольку эта статья никогда не была рабочей. «В 2020 году по ней в России был осужден 0 (ноль) человек. Последний раз по этой статье кого-либо судили в 2016 году, и то оправдали (данные судебной статистики Верховного суда РФ)», — написал он своем телеграм-канале. 

Также он считает, что дела по новой «пыточной» части [286-й статьи УК РФ] «будут редкими». Ежегодно в России за насилие осуждается около 500 силовиков, тогда как десть лет назад таких было более 1 тысячи. 

«Сохраняется многолетний тренд на снижение числа дел о пытках. Появление нового состава преступления этот вектор не изменит», — прогнозирует Чиков.

Он поясняет, что доказывать превышение должностных полномочий с насилием сложно, поскольку система в каждом деле включает огромное противодействие. Специальную цель избиения можно будет доказать разве что при наличии видео или хотя бы аудиозаписи.

Gulagu.net анонсировал публикацию секретных планов ФСИН по пыткам в российских колониях

По его мнению, своим новым законопроектом российская власть будет отчитываться перед мировым сообществом, указывая на то, что выполнила многолетнее требование криминализовать пытку. Однако показать можно будет лишь единичные случаи, ссылаясь на редкие приговоры по четвертой части статьи 286 УК.

«Тем не менее, если законопроект будет принят в этом виде, это будет редким примером успеха широкой общественной кампании, результатом многолетней работы большого числа юристов и правозащитников <…> Терпимость общества к насилию со стороны силовиков снижается на фоне роста практики его применение. Принятием поправок в Уголовный кодекс РФ власти встают на сторону общества в этом вопросе. Какими бы мотивами они при этом не руководствовались, это можно только приветствовать», — заключил Чиков. 

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова назвала законопроект о пытках «шагом вперед», что «не может не вселять оптимизм». Однако законопроект нужно более детально проработать, «уточнить и дополнить некоторые моменты». 

«Мне кажется очень важным, чтобы для реализации этого закона появились нормы в других подзаконных актах, которые бы определяли порядок закрепления доказательств. В частности, материалы видеонаблюдения должны храниться не только дольше, чем сейчас, но и на серверах, которые были бы недоступны для сотрудников непосредственно учреждений ФСИН, то есть колоний и СИЗО. Например, на сервере управления ФСИН по субъекту Российской Федерации или прокурора области», — сказала омбудсмен радиостанции «Эхо Москвы».

Основатель правозащитного проекта Gulagu.net Владимир Осечкин отметил, что о необходимости ужесточения наказания за пытки российские юристы говорят уже более десяти лет. Он считает, что угроза больших тюремных сроков может изменить ситуацию. Однако, по его словам, нужно, чтобы на законодательном уровне ответственность была также предусмотрена для кураторов «пыточных конвейеров», а не только для исполнителей. Такие кураторы есть в ФСБ и ФСИН. По его мнению, в данном случае речь должна идти о пожизненных сроках. 

Глава «Комитета против пыток» критически оценил реакцию Путина на доклад о пытках

О внесении в Госдуму законопроекта об ужесточении наказания за пытки для сотрудников ФСИН и правоохранительных органов стало известно сегодня. В документе помимо прочего дано детальное определение самого понятия «пытка», которое соответствует Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Законопроект вводит понятие «запугивание» как способ контроля над личностью заключенного или принуждения другого лица к совершению каких-либо действий под страхом пыток. К пыткам будет приравниваться также принуждение к даче показаний. Расширен и субъект преступления — сотрудник правоохранительного органа. Это позволит привлекать к ответственности не только следователей и дознавателей, но и сотрудников ФСИН. 

С начала октября правозащитный проект Gulagu.net опубликовал серию видео о пытках и изнасилованиях заключенных в туберкулезной больнице ФСИН № 1 в Саратове, белгородской ИК № 4, камчатской ИК № 6, иркутском СИЗО № 1 и других учреждениях ФСИН. Ролики из секретного архива ФСБ и ФСИН вызвали огромный резонанс. Руководство УФСИН Саратовской области ушло в отставку, кроме того, были уволены 18 нижестоящих сотрудников. В центральном аппарате ФСИН были наказаны 15 сотрудников.

Основатель Gulagu.net Владимир Осечкин заявляет, что в переданных правозащитникам материалах секретного архива ФСИН и ФСБ имеются планы по вербовке и пыткам осужденных во многих российских колониях. В ближайшее время он обещает публикацию новых сведений о «пыточных конвейерах». 

- Advertisement -spot_img
- Advertisement -spot_img

Последние новости