Прокуратура Ростовской области по поручению генпрокурора РФ Игоря Краснова подготовила заявление в суд о признании геноцидом массовые убийства советских граждан нацистами во время Великой Отечественной войны. Об этом говорится в сообщении надзорного ведомства.
В заявлении указывается, что в 1941–1943 годах в Ростовскую область вслед за частями вермахта прибыли карательные подразделения. Они проводили аресты и жестоко пытали местных жителей. После этого людей убивали, тела сбрасывали в ямы. За время оккупации на территории региона погибли более 126 тыс. мирных граждан и военнопленных.
Факты военных преступлений, преступлений против человечества и геноцида подтверждаются материалами Чрезвычайной государственной комиссии, показаниями свидетелей, докладными записками органов госбезопасности, а также приговорами судов. В ходе последних исследований и раскопок выявлены новые свидетельства геноцида в Сальске и Миллерово Ростовской области.
Юридическая оценка преступлениям нацистов уже была дана на Нюрнбергском процессе и в судебных процессах над коллаборационистами и оккупантами, шедших с 40-х по 70-е годы в СССР. Однако, как отмечают в Следственном комитете, на международном уровне геноцид признан только в отношении евреев, цыган и ряда других народностей. СКР и Генпрокуратура теперь хотят закрепить более широкое понятие «геноцид народов Советского Союза».
Раскопки братских могил, допросы: как в России расследуют геноцид времен Отечественной войны
Судебные прецеденты уже есть. В октябре 2020 года Солецкий райсуд Новгородской области впервые в истории России признал массовые убийства мирных граждан и военнопленных геноцидом народов СССР — в связи с расправами в деревне Жестяная Горка, где были убиты не менее 2,6 тыс. человек.
Аналогичное заявление прокурора в августе 2021 года удовлетворил Псковский областной суд в связи с новыми исследованиями мест массовых захоронений, в том числе на территории бывшего концлагеря в Моглино.
Уголовные дела о геноциде (статья 357 УК РФ) советских граждан в Великую Отечественную войну расследуются в России третий год. Их собирает и объединяет центральный аппарат Следственного комитета. Новые исследования периода немецко-фашистской оккупации, которые также курируют ФСБ и Генпрокуратура, идут в рамках федерального проекта «Без срока давности» и охватывают десятки российских регионов, на эту тему Znak.com в 2021 году публиковал репортаж.
Следователи хотят уточнить количество жертв войны, найти карателей, которые еще не понесли наказание, и «сохранить правду о преступлениях военных лет». Это сопровождается раскопками захоронений на местах массовых расстрелов, где десятилетиями стояли памятники, и допросами пожилых свидетелей преступлений Вермахта, что вызывает в обществе неоднозначную реакцию.
Еще одна претензия заключается в том, что раскопки проводятся выборочно: историки, следователи и поисковики пока обходят стороной самые крупные места захоронений. Участвующие в поисковых операциях общественники в свою очередь настаивают: дела о геноциде позволяют помнить о реалиях войны, которая в последнее время романтизируется.
Все это контрастирует с проблемами, с которыми сталкиваются те, кто пытается искать захоронения жертв «большого террора» и сталинских палачей. В отличие от коллаборационистов и нацистов, имена чекистов сейчас активно засекречиваются или вымарываются в архивах ФСБ.