Чешский путешественник и издатель Феро Рихард Грабал-Крондак поделился впечатлениями от России, которую он изучает много лет. Иностранец обратил внимание на глобальные и глубинные проблемы русского народа, к которому, как он выражается, «во всем сквозит пренебрежение». Рихарда шокировали транспортные и коммунальные реалии, алкоголизация населения, отношение к Путину и собственной истории, при этом удивил русский характер и мировоззрение. Об этом он рассказал в интервью изданию iDnes, перевод которого приводит портал «ИноСМИ».
69-летний Грабал-Крондак объехал почти всю Россию, был в Сибири, республиках Кавказа, на Чукотке, Таймыре, Алтае и Ямале. Познакомился с представителями 60 национальностей и этносов. После долгого изучения страны он не скрывает, что его отношение к России «столь же противоречиво, как и сама Россия». Рихард не может дать определение русскому характеру, который для него «слишком непонятен и неоднозначен»: «сегодня ты сталкиваешься с их гостеприимством, а завтра ― с лживостью». Но основные для себя маркеры по социальной, культурной и политической жизни РФ путешественник расставил.
Чеха удивили совершенно безлюдные территории России, где тебя могут забрать только на вертолете, и в целом «ужасающие транспортные проблемы». Приличное железнодорожное сообщение есть только в Центральной части РФ, отмечает он, хорошими трассами и железными дорогами «охвачены только две трети России». В крупных городах нет метро, хотя по размерам они сопоставимы с Прагой. Из-за перебоев с трамваями жителям приходится ездить в тесных переполненных маршрутках и «кажется, будто ты беженец на сирийской границе».
Также путешественник обратил внимание, что в России большая редкость эскалаторы на вокзалах, женщинам и старикам приходится на себе тащить чемоданы. А перроны такие высокие, что пассажиров вынуждают прыгать в поезд, и чувствуешь себя горным козлом.
Что на родине Ельцина думают о «крахе либеральной идеи» и отсутствии туалетов. Репортаж Znak.com
«Во всем сквозит пренебрежение к простому человеку <…> И нечего мне говорить, что это большая суровая страна, где все время зима и не стоит ждать европейского комфорта. Когда едешь из Мурманска в Норвегию, а это уже самый север, то на российской стороне видишь полуразрушенные заросшие лачуги, а уже через 15 километров стоят красивые пестрые норвежские домишки. Так что дело не в географии, не в климате, а в местном менталитете», — считает иностранец.
Рихарда шокировало, что в столице Карачаево-Черкесии сотрудники исторического института ходят в туалет на улицу, и такое — повсюду, «в населенных пунктах с парой тысяч населения повсюду удобства на улице». «Зимой сибирские дети часто ходят в ведро, которое стоит в углу комнаты, потому что на улице минус 40, и в деревянной будке они замерзли бы», — констатирует он.
Другая большая проблема — это отсутствие водопровода и канализации у 30 млн жителей страны, рассказал путешественник. По его подсчетам, нет соответствующей коммунальной инфраструктуры у трети российских медучреждений.
Говоря про алкоголь, иностранец заявил, что в России «напиваешься в православном монастыре, в буддистском монастыре, со староверами и с шаманами», и нет «ничего хуже, чем гнаться за русскими алкоголиками».
По его словам, в России «принято пить до онемения» и люди чаще всего это делают, «чтобы заполнить внутреннюю пустоту».
Чтобы избегать конфликтов, многие темы в России лучше не поднимать, продолжает он. Например, не стоит говорить про Вторую мировую войну, Европейский Союз, в целом про историю и политику. Еще не рекомендуется хвалить что-то зарубежное — тогда точно можно нарваться на перепалку. Как считает Рихард, в россиянах «намешаны скрытность, обидчивость, комплексы», а ненависть ко всему миру у людей копится из-за того, что о них «вытирают ноги».
Картина политических предпочтений россиян очень сложная, добавляет чех. Среди сторонников Владимира Путина много тех, кто недоволен его окружением и нынешним режимом. А некоторые противники Путина хотели бы полной изоляции от Европы.
Нищета, QR-коды, отставка. Какие вопросы к Путину есть у россиян. Опрос
«Если большинство европейцев знают, что несовершенная демократия лучше, чем тоталитарное государство, то русские, ностальгирующие по СССР, считают наоборот. Кстати, кроме коммунистов, там существуют и сотни неонацистских организаций. Все это объясняет, что хоть к какому-то общему мнению в России можно прийти лишь с 15% людей, и только с 5% я нахожу взаимопонимание по всем основным вопросам, включая то, что демократия лучше тоталитаризма или что [Иосиф] Сталин был убийцей», — отмечает путешественник.
Еще иностранец был поражен тем, что молодому поколению не рассказывают всей правды о времени правления Сталина, поэтому многие школьники и студенты считают, что в лагерях ГУЛАГа сидели только преступники. На госканалах при этом показывают фильмы о «подвигах» чекистов.
Отдельно Рихард остановился на теме силовых структур, сотрудники которых «повсюду». «В Северной Осетии, где я хотел побывать в национальном парке, меня сдала продавщица, которая работала на спецслужбу. Я, дурак, разговорился с ней и сказал, откуда приехал. А через минуту примчались полицейские офицеры и пограничники. Я заплатил штраф, они меня отпустили. На Таймыре же меня сдал капитан корабля. Я шел по болотистой деревне, нигде не было ни души, как вдруг ко мне направились два парня и потребовали показать документы.
Тебе кажется, что ты в глуши и вокруг никого, разгуливаешь себе, и вдруг откуда ни возьмись УАЗик»,
— вспоминает иностранец и добавляет, что на тот же Таймыр нужно получать пропуск, потому что это пограничная зона, и таких территорий очень много.
Резюмируя, Рихард назвал Россию «другой планетой», которая, несмотря на все сложности и неудобства, ему очень интересна, потому что в культурном и этническом плане невероятно разнообразна.