В Щучьем (Курганская область) принудительно выселяют из служебных квартир бывших работников завода по уничтожению химического оружия. Об этом Znak.com рассказали сами пострадавшие. По их словам, их квартиры опечатывают, а их самих с маленькими детьми выставляют на улицу. А одну из квартир опечатали вместе с людьми. О новом скандале вокруг бывшего имущества военных — в материале Znak.com.
Завод по уничтожению химического оружия в Щучьем работал с 2009 по 2015 год. Сейчас имущественный комплекс бывшего объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» в Курганской области передан Федеральному экологическому оператору (предприятие Госкорпорации «Росатом») для создания экотехнопарка по переработке промышленных отходов.
Одиннадцать жилых домов на улице Маршала Жукова, построенных для сотрудников завода и находившихся изначально в собственности Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть 70855), передали МТУ Росимущества по Челябинской и Курганской областям, а в 2019 году — администрации города Щучье. Муниципалитет должен был передавать эти квартиры жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Весной 2020 года было принято решение треть жилого фонда завода (219 квартир) передать детям-сиротам. Эта идея принадлежала губернатору Курганской области Вадиму Шумкову, который планировал таким образом частично решить проблему с обеспечением детей-сирот жильем.
Принудительное выселение
Как рассказала Znak.com бывшая сотрудница завода по уничтожению химоружия Ирина (имя героини изменено по ее просьбе), она отработала на предприятии больше 10 лет. В 2011 году женщине предоставили служебную квартиру, в которую она въехала с тремя маленькими детьми. В трудовом договоре говорилось, что после 10 лет работы на заводе жилье перейдет в ее собственность, рассказывает женщина.
«Но, видимо, потом руководство поняло, что многие сотрудники трудятся довольно продолжительное время, то есть большинство квартир придется отдать работникам. С нами стали заключать срочные трудовые договоры и договоры на предоставление служебного жилья на определенный период. Когда мы подписывали новые договоры, нужно было сдать старые. То есть мы даже доказать ничего не можем, потому что на руках никаких документов нет», — объясняет Ирина.
Она вспоминает, когда завод закрылся, то договор на служебную квартиру еще действовал до 2019 года. После этого ей предложили добровольно покинуть жилплощадь. «Я отказалась, на тот момент я жила вместе с дочерью и двумя маленькими внуками. Мне сказали, что тогда на меня подадут в суд. Когда шло разбирательство, я узнала от адвоката, что моя квартира уже не принадлежит воинской части, а передана муниципалитету, который должен был отдать ее сироте», — говорит женщина.
Суд завершился в 2021 году, согласно его постановлению женщина должна была покинуть свое жилье. 25 декабря вместе с дочерью и внуками Ирина переехала на квартиру, которую сняла у сироты.
«Когда мы съезжали, нам говорили, что в эти дома въедут сироты. Каково было мое удивление, когда я узнала, что мою квартиру приобрело руководство мукомольного завода „Муза“», — говорит женщина.
Сейчас Ирина стоит в очереди в администрации Щучьего, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Но она уже не надеется получить квартиру — перед ней более 200 человек.
Марина (имя изменено по ее просьбе) стояла в очереди на квартиру в доме по улице имени Маршала Жукова в администрации города на предоставление жилья. Когда в 2019 году у нее и супруга начался судебный процесс с воинской частью, она решила узнать, какая у нее очередь.
«К своему удивлению, я узнала, что, оказывается, меня сняли с очереди, но никто меня об этом не уведомил. Несколько раз обращалась в администрацию города, чтобы вновь поставили на очередь как нуждающуюся в жилье. Ходила на прием к главе города Юрию Дорошенко. Но все мои попытки были тщетны. После подала в суд на администрацию, чтобы меня восстановили в очереди. В итоге мне предложила снова написать заявление в администрацию, чтобы меня поставили на очередь. Пока в муниципалитет я не обращалась», — говорит женщина.
Разбирательство с воинской частью шло на протяжении почти двух лет. Сначала дело рассматривал Щучанский районный суд — Марина проиграла. Она подала апелляцию в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в Челябинске, но и здесь ее жалобу оставили без удовлетворения. Сейчас готовит документы в Верховный суд РФ.
27 декабря 2021 года Марину вместе с мужем и восьмимесячным ребенком выставили на улицу. Ей тоже сказали, что квартиру в доме по улице имени Маршала Жукова, где она жила, передадут сиротам.
«В этот день съезжали 20 семей. Кто куда. А сироты теперь сдают эти квартиры, продают их. И мы вынуждены у них снимать, потому что больше нам жить негде», — говорит Марина.
Другие жильцы служебных квартир завода рассказали, что некоторые семьи отказались съезжать даже по решению суда. По их словам, 7 февраля администрация города Щучье опечатали одну квартиру, в которой находились люди. Корреспондент Znak.com пыталась связаться с семьей, но на ее звонки никто не ответил. Адвокат отказался разглашать информацию об этом случае.
«Самое интересное, что часть квартир в доме по улице имени Маршала Жукова, предназначенных для сирот заняли специалисты администрации города Щучье. Они оформляли их на себя, продавали, а затем въезжали в другие квартиры. К ним даже обращались работники бывшего химзавода, чтобы приобрести жилье. Двухкомнатную квартиру можно было купить за 1,5 млн рублей», — объясняет источник нашей интернет-газеты.
Квартиры вне очереди для чиновников
Ранее другой источник Znak.com рассказывал, что в январе в администрации города Щучье началась проверка прокуратуры — интерес силовиков связан с тем, что квартиры вне очереди, не имея на такие преференции никаких законных оснований, получили сотрудники администрации муниципалитета из числа руководства. По его словам, накануне 2020 года 11 квартир были переданы сотрудникам мэрии. «Люди, пользуясь своим положением, оформили эти квартиры, выбирали самые лучшие», — говорит источник Znak.com. Он пояснил, что получить служебную квартиру могут мэр, два его заместителя и главный бухгалтер, но только по решению комиссии, однако в администрации города Щучье такая комиссия не создавалась. Многие из чиновников, кто получил квартиры, продали их.
Прокуратура проверяет мэрию на Урале из-за жилья, полученного чиновниками от завода по уничтожению химоружия
Идущая сейчас в мэрии проверка уже не первая. Ревизии в Щучьем идут с февраля прошлого года: проверяет не только прокуратура, но и правительственная комиссия. Так, в 2021 году надзорное ведомство установило, что одна сотрудница администрации получила служебное жилье, а затем приватизировала его на себя. Щучанский районный суд признал недействительными все переоформленные документы, постановил аннулировать запись о регистрации права собственности и выселить женщину из жилого помещения.
Получить в администрации города комментарий по ситуации с выселением из квартир бывших сотрудников завода по уничтожению химоружия не удалось: ответственные за этот вопрос лица постоянно «находились на совещании». Ранее глава Щучье Юрий Дорошенко в разговоре с корреспондентом Znak.com по поводу проверки прокуратуры отказывался от комментариев, мотивировав это тем, что вступил в должность 25 ноября 2020 года, а квартиры передавали в собственность муниципалитета при предыдущем мэре Илье Панфилове (покинул пост по собственному желанию в июне 2020 года. — Znak.com).
В региональном департаменте имущественных и земельных отношений Курганской области Znak.com сообщили, что из МТУ Росимущества по Челябинской и Курганской областям передали в государственную собственность Курганской области 396 квартир, которые ранее находились в собственности Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ. «340 квартир передали в собственность Щучанского района исключительно для предоставления детям-сиротам. Оставшиеся квартиры после проведения ремонта также будут переданы в собственность Щучанского района для последующей передачи их детям-сиротам», — говорится в ответе на запрос нашей интернет-газеты.
Там также отмечено, что прокуратура Щучанского района провела проверку по квартирам, ранее предоставленным по договору специального найма. «19 ноября 2021 года состоялось судебное заседание в Щучанском районном суде по делу о признании недействительным договора приватизации жилого помещения по одной из служебных квартир. По результатам рассмотрения договор безвозмездной передачи в собственность жилого помещения признан недействительным», — сообщили представители департамента, добавив, что «работа в отношении других служебных квартир продолжается».