В Россию с 18 февраля прибыли свыше 60 тыс. беженцев из ДНР и ЛНР, гонимых властями под угрозой наступления украинской армии. В эвакуации задействованы сотни автобусов и поездов, в Ростовской области и соседних регионах массово открываются пункты временного размещения. По мнению украинских переселенцев «волны 2014 года», в этот раз вынужденная депортация организована лучше, но от этого не лучше самим беженцам, «жизнь которых поломана».
«Смотрим последние новости, переживаем очень. Конечно, в первые дни [нынешней эвакуации] была полная неразбериха на границе. У нас родственники из Донецка простояли в пробках часов пять и потом еще почти сутки искали крышу над головой в Ростовской области. Но, если анализировать в целом, сейчас все мероприятия с беженцами более организованны, нежели восемь лет назад», — рассуждает бывшая жительница юго-востока Украины Елена Клочко, перебравшаяся с семьей в Ростовскую область в 2014 году.
Тогда она с мужем и двумя детьми на машине отправилась в Россию: «подальше от войны, в новую жизнь». По словам Клочко, в 2014-м пунктов временного размещения было гораздо меньше, а поток беженцев был примерно таким же. По данным ФНС, с июня по сентябрь того года в Россию въехали более 500 тыс. жителей восточной Украины.
«Нам повезло — были знакомые в России, и мы сразу же поехали к ним. Полагались только на себя. И никаких денежных выплат не было, в отличие от сегодняшней ситуации», — вспоминает она.
В Ростовской области детей и подростков из числа беженцев начинают зачислять в школы
Еще одна беженка Юлия Кузнецова рассказала Znak.com, что главной проблемой в 2014-м был долгий поиск работы в России по специальности. Тогда еще у жителей ДНР и ЛНР были свои паспорта, а в Ростовской области требовали российский паспорт или постоянную прописку. «У кого-то вообще был украинский паспорт только. Представьте, как на нас смотрели, когда мы приходили с такими паспортами устраиваться на работу?» — смеется женщина.
Теперь ситуация совсем другая, напоминает она: перед последними выборами в Госдуму на Донбассе получили паспорта РФ более 700 тыс. человек. «Все это похоже на какой-то план. Сюда же можно отнести и то, что сейчас в России упрощенный порядок получения временного убежища для граждан Украины», — добавляет Клочко.
Другие переселенцы подчеркивают, что восемь лет назад было очень сложно получить статус беженца. «Я пошла тогда оформлять беженство, его еще хрен оформишь! Кучу денег потратили на оформление документов, а толку никакого. В итоге надоело носиться по медицинским организациям и ФМС, где все хлопали глазами и отправляли из одного здания в другое, поскольку сами не знали, как что делается, ведь для них это тоже впервые. С 1,5-годовалой дочерью мы все это забросили», — приводит историю беженки паблик «Ростов главный» в Instagtam.
Ранее региональный координатор общественного движения «За правду» Юрий Мезинов рассказывал Znak.com, что новых беженцев из Донбасса в первую очередь начали принимать соотечественники, переехавшие в Ростовскую область на «волне 2014 года».
«Мы знаем, что семьи из Донбасса в первую очередь обращаются к тем, кто живет в Ростовской области после 2014 года. Просят приютить на время. Скорее всего, первая волна беженцев, поддавшихся всеобщей панике, будет именно такой — поедут к родственникам, близким и друзьям», — отмечал он.
Эвакуация жителей Донбасса в РФ как путинский коктейль стыда, ужаса и ярости пропаганды. Колонка Игната Бакина
Поток депортированных с территорий ЛНР и ДНР идет в Россию с вечера 18 февраля из-за возможного наступления украинской армии на Донбасс. Ближайшая точка эвакуации — Ростовская область, где ввели режим ЧС. Сначала беженцев распределяли по приграничной зоне, теперь везут в крупные города: Ростов-на-Дону, Аксай, Таганрог и т. д.
По официальным данным на 21 февраля, в пунктах временного размещения в Ростовской области находятся 6,8 тыс. беженцев из Донбасса, около половины — дети. При этом границу пересекли уже более 60 тыс. жителей востока Украины. Федеральный центр направил Ростовской области 5 млрд рублей для единовременных выплат беженцам по 10 тыс. рублей. На Дону беженцев могут принять 188 пунктов временного размещения, которые рассчитаны почти на 14 тыс. человек.
В общей сложности переселенцев из Донбасса готовы принять 43 региона России, где подготовлены почти 400 пунктов временного размещения на 42 тыс. человек. В четырех субъектах РФ чиновниками расселено около 10 тыс. переселенцев, в том числе более 4,5 тыс. детей.