Александр Лукашенко призвал «разобраться с IT-технологиями, IT-парками и с этими айтишниками». Его цитирует близкий к государственной пресс-службе телеграм-канал «Пул Первого».
«В свое время без всякой моды создали Парк высоких технологий. Он свою роль сыграл и играет в настоящее время. Я хочу, чтобы вы сегодня эту тему затронули и проинформировали меня, что там происходит в этом парке, насколько там тенденция оттока кадров. Как меня информируют: такой уж там отток, что завтра погибнет Беларусь без айтишников», – сказал Лукашенко, заслушивая доклад по проекту указа об органе госуправления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации.
«Нам надо посмотреть с точки зрения безопасности, насколько это опасно для Беларуси. С другой точки зрения, надо все-таки разобраться с IT-технологиями, IT-парками и с этими айтишниками, чтобы у нас были равные условия для всех. Время пришло для того, чтобы решать эти вопросы», – заявил он.
Парк высоких технологий (ПВТ) – особая экономическая зона со специальным налогово-правовым режимом. Эта зона действует в Беларуси с 2005 года для развития IТ-бизнеса.
С 1 января 2021 года ставку подоходного налога с доходов физлиц, полученных по трудовым договорам от резидентов ПВТ, повысили с 9 до 13%. Также в марте этого года ставка ежеквартальных отчислений администрации увеличена до 2% от выручки компаний-резидентов. Ранее она составляла 1%.
Ранее в январе в своем традиционном ежегодном послании к белорусскому народу и Национальному собранию (парламенту) Беларуси Лукашенко обвинил сотрудников белорусских IT-компаний, которые работают на иностранные бизнесы, в том, что они «получили команду» от иностранных спецслужб и якобы выполняли ее во время массовых протестов в 2020 и 2021 годах.
Тогда сотни тысяч жителей Беларуси вышли на улицы с требованием честных выборов – после того, как ЦИК Беларуси, несмотря на свидетельства многочисленных фальсификаций, объявил победителем президентских выборов именно Лукашенко, а не Светлану Тихановскую.
«У нас сегодня этот Парк высоких технологий создает продукт, являясь филиалом крупных предприятий Соединенных Штатов Америки и других предприятий. Там эти «гуглы», «майкрософты» и прочие, а здесь их филиалы. И понятно, что спецслужбы давали указания (это уже установлено) материнской компании, они давали команду сюда. Финансировали вполне легально эти филиалы. И давали им команду: на улицу! Бороться, свергать, ломать и крушить», – заявил Лукашенко в послании.
На самом деле крупнейшие мировые ИТ-корпорации, которые упомянул Лукашенко, не имеют представительств в Беларуси. И хотя в белорусском ИТ-сегменте работают десятки тысяч человек и многие из них действительно принимали участие в протестах, как и тысячи других белорусов, никаких доказательств того, что они как-то контактировали с иностранными спецслужбами, власти не представили.
Кроме того, бывшего руководителя Парка высоких технологий Валерия Цепкало в Беларуси хотят привлечь к уголовной ответственности по делу о получении взятки в особо крупном размере (по части 3 статьи 430 УК).
Цепкало выдвинул свою кандидатуру на выборы президента весной 2020 года. Инициативная группа по его выдвижению собрала больше 200 тысяч подписей в его поддержку. Но Центризбирком Беларуси признал достоверными меньше 80 тысяч подписей, и 14 июля ему было отказано в регистрации кандидатом в президенты. Вскоре этот отказ подтвердил Верховный суд страны.
После недопуска к выборам и ареста еще одного оппозиционного кандидата в президенты, Виктора Бабарико, Цепкало уехал из страны. 26 августа 2020 года в доме Валерия и Вероники Цепкало в Минске прошел обыск. На телевизор, пылесос и квартиру был наложен арест.
Жена Цепкало Вероника участвовала в предвыборной кампании Светланы Тихановской вместе с координатором штаба не допущенного к выборам и арестованного Виктора Бабарико Марией Колесниковой. После президентских выборов Вероника Цепкало покинула Беларусь.
В конце 2020 года Валерий и Вероника Цепкало переехали в Латвию: там они создали фонд помощи белорусским женщинам, пострадавшим от действий властей, а также помогают беженцам из Беларуси, получившим в Латвии политическое убежище. В июле 2021 года Латвия отказала Беларуси в экстрадиции Валерия Цепкало.