Уполномоченная Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова сообщила, что в Россию насильно вывезли 808 тысяч украинцев, из которых 153 тысячи – дети. Об этом она написала в своем телеграм-канале со ссылкой на СМИ оккупированных украинских территорий.
«По состоянию на 16 апреля, по их данным, было перемещено 808 тысяч человек, из которых 153 тысячи – дети», – отметила омбудсмен.
В условиях военного времени быстро подтвердить или опровергнуть заявления даже официальных лиц сложно.
Денисова рассказала, что на прошлой неделе к ней обратились российские волонтеры, которые, предположительно, обнаружили три лагеря для насильно депортированных украинцев в Пензенской области. По их данным, в одном из лагерей находились более 400 человек – в основном женщины и 147 детей всех возрастов, включая младенцев.
«Наши граждане были в крайне тяжелом и подавленном состоянии, не имели одежды, продуктов, предметов гигиены, ведь их забрали из Мариуполя прямо из бомбоубежища. По результатам совместной работы с российскими волонтерами, консульской службой в Эстонии и эстонской стороной вчера первые семь украинцев из лагеря в Пензенской области, в том числе семья с тремя детьми, были доставлены в Нарву в Эстонии и получают помощь. Сейчас готовимся к перевозке следующей группы лиц», – сообщила уполномоченная.
После начала войны и осады Мариуполя российскими военными десятки, если не сотни, тысяч людей из Украины оказались на территории самопровозглашенной «ДНР». Кто-то остался там, кто-то уехал в Россию, а кто-то потом уезжал и из России.
Украинские власти говорят, что их вывозят принудительно, и называют это похищением. Рассказывают, что людям в «ДНР» приходится проходить через так называемые фильтрационные лагеря – места, где людей допрашивают, снимают отпечатки пальцев и проверяют на предмет связи с военными. Российские власти уверяют, что насильно никого не вывозят, и называют это «эвакуацией».
Настоящему Времени удалось поговорить с Артемом, который прошел эту дорогу из Мариуполя в «ДНР», а затем в Россию. Из РФ он уже уехал в Европу и рассказывает о том, как ему удалось выбраться, о чем его спрашивали силовики «ДНР» и российские спецслужбы и почему он не захотел остаться в России.