Издание «Проект» выпустило расследование «Подмена мест слагаемых», в котором рассказывает о том, как Министерство обороны России «врет о победах в Украине». Журналисты проанализировали 196 брифингов российского ведомства с начала войны и пришли к выводу, что предоставленные им данные часто не соответствуют действительности.
Например, к 26 июня, по заявлениям военного ведомства, Россия сбила 215 украинских военных самолетов. При этом из открытых данных известно, что к началу войны у Украины было всего 98 военных самолетов, 35 транспортных (три из которых только заказаны) и пять специальных – то есть максимум 138 штатных единиц, приводит свои расчеты издание. Теоретически россияне могли уничтожать еще и учебные самолеты: их в украинской армии 61, но даже в этом случае общее количество самолетов не дотягивает до 200.
«Турецкие беспилотники Bayraktar, судя по данным Конашенкова, и вовсе уничтожены полностью. Через месяц после начала войны, 25 марта, Минобороны сообщило, что российские военные сбили 35 из 36 имевшихся у Украины аппаратов. К концу июня цифра выросла – сбитых Bayraktar в сообщениях Конашенкова стало уже 84», – пишет издание.
Как отмечают расследователи, по крайней мере публичным данным эта цифра может противоречить – известно, что украинская армия закупила перед войной всего 62 таких беспилотника, при этом 25 из них должны были доставить в 2022 году.
Не сходятся цифры и у количества уничтоженных танков. К 26 июня Минобороны отчиталось об уничтожении более 3800 бронированных машин, включая танки. При этом само министерство оценивало численность бронемашин Украины в 2416 штук. Еще около 700 машин к середине мая Украине поставили западные союзники, но даже после этого общее количество бронемашин оказывается меньше того, что «уничтожили» российские военные.
Также Министерство обороны России несколько раз сообщало о взятии одних и тех же населенных пунктов. Например, в начале марта официальный представитель ведомства Игорь Конашенков трижды рассказывал о взятии города Кременная. «Проект» предполагает, что в марте город не был взят ни разу – по крайней мере, украинские СМИ ни о захвате, ни о переходе города из рук в руки не сообщали.
В начале марта ведомство заявило и о взятии города Красный Лиман. Спустя почти три месяца, 28 мая, Конашенков сообщил о повторном взятии Красного Лимана.
Всего, по подсчетам «Проекта», российское Минобороны отчитывалось о взятии 25 населенных пунктов Украины более одного раза.
«Людские потери в украинской армии вообще просто огромны. Если сложить все данные брифингов Конашенкова, то получится, что погибли как минимум 40596 человек. В таком случае выходит, что у Украины из строя выбыли до 80% штатной численности военных», – пишет «Проект».
Расследователи при этом отмечают, что оценки российских потерь Генштабом Украины тоже «кажутся неправдоподобными». По их данным, к середине июня российская армия недосчиталась убитыми 32 тысячи человек.