Муж арестованной в России белорусской активистки Яны Пинчук Никита Сафронов сообщил, что в СИЗО ей не оказывают медицинскую помощь. Об этом он написал в телеграм-канале в ее поддержку. На это обратила внимание «Медиазона».
По его словам, почти месяц Пинчук не получает никакой медицинской помощи, даже когда у нее на протяжении пяти дней держалась температура в 39 градусов. «Ей не дали даже элементарного жаропонижающего, мы писали жалобу в прокуратуру об этом, но опять же безуспешно», – сообщил он.
«На данный момент температуры нет, но остался сильный кашель, а учитывая хроническую астму Яны, это может привести к тяжелым последствиям. К тому же сокамерницы Яны курят прямо в камере, что не делает ситуацию лучше.
А сейчас стало известно, что на протяжении четырех дней у Яны болела кисть, а сегодня утром она перестала ее чувствовать и не может ею пошевелить. Вместо обязательной медпомощи Яна зафиксировала кисть картонкой и бинтом», – рассказал Никита Сафронов.
Яну Пинчук задержали 1 ноября 2021 года в ее квартире по запросу белорусских властей. Через два дня суд в Петербурге арестовал девушку. Она просила Россию предоставить ей временное убежище, но получила отказ.
В Беларуси ее обвиняют по нескольким статьям Уголовного кодекса: клевета (статья 188), незаконные действия с персональными данными (часть 2 статьи 203-1), разжигание социальной вражды и розни (часть 3 статьи 130), создание и руководство экстремистским формированием (часть 1 и 2 статьи 361-1), призывы к действиям против нацбезопасности (часть 3 статьи 361).
По версии следствия, с сентября 2020 года по ноябрь 2021 года Пинчук была администратором трех каналов в телеграме, в том числе «Витебск 97%». «С целью возбуждения иной социальной вражды» она разместила сообщения с «негативной оценкой» представителей власти. По словам защитников, Пинчук удалила аккаунт после того, как власти объявили телеграм-канал «экстремистским».
Московская Хельсинкская группа сообщила, что 13 июля Комитет по правам человека ООН запретил экстрадицию Пинчук на родину. Комитет призвал российские власти «обеспечить защиту жизни, физической и психической неприкосновенности» активистки и «воздержаться от ее выдачи», пока в ООН рассматривают ее жалобу по существу.