Инициаторами полномасштабного российского вторжения в Украину были секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев и директор ФСБ Александр Бортников. Они фактически убедили президента Владимира Путина начать операцию. Об этом пишет британское издание The Times.
Издание публикует отрывки из книги журналиста Оуэна Мэттьюза, которая готовится к печати. По словам автора, во время работы над книгой он разговаривал с российскими деятелями, знакомыми с историей подготовки вторжения.
Как пишет издание, Патрушев, Бортников и другие сотрудники российских силовых ведомств были уверены в необходимости «превентивного» удара по Украине для спасения России от якобы возрастающей стратегической угрозы со стороны Запада. По утверждению The Times, глава Росгвардии Виктор Золотов в беседе с главным редактором закрытой радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым утверждал, что «Украины не существует», и она всего лишь является территорией, по которой проходит «граница между Америкой и Россией».
Среди тех, кто готовил вторжение в Украину упоминается и министр обороны Сергей Шойгу. Однако он, по информации в книге, исполнял поставленные задачи и не был идеологом и при этом иногда колебался. Патрушев назван ключевой фигурой в окружении Путина. Издание отмечает, что изоляция российского президента после начала пандемии коронавируса сыграла важную роль. Она привела к сужению круга людей, с которыми советовался Путин, и те, кто верил в необходимость установления контроля над Украиной с целью борьбы с Западом, стали составлять в нем большинство. Одним из них называют бизнесмена Юрия Ковальчука.
Окончательное решение о полномасштабном вторжении в Украину было принято, как утверждается, к концу лета 2021 года. При этом перед главой МИД Сергеем Лавровым поставили задачу попытаться добиться от Запада больших уступок. Сам Лавров, пишет автор, хотел мирного исхода противостояния и был уверен, что Путин тоже этого хочет. Требования России о так называемых гарантиях безопасности, сформулированные МИД в декабре прошлого года, оказались неприемлемыми для Запада. При этом, как указывает The Times, западные дипломаты, в том числе и британские, ошибочно интерпретировали эти требования. Они считали, что Россия ведет переговоры и убеждает Запад в необходимости пойти на какие-то уступки в рамках компромисса, в то время как речь шла об ультиматуме.
Как пишет The Times, большая часть людей из числа представителей российской элиты и даже членов Совета безопасности, не знали о решении Путина напасть на Украину вплоть до 21 февраля. Утверждается, что пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков после начала российского вторжения в частном разговоре отметил, что большинству членов Совбеза (среди них был, например, и Лавров) сказали о грядущем наступлении на Киев только после заседания этого органа, на котором обсуждалось признание так называемых «ДНР» и «ЛНР».
Кроме того, по словам Пескова, на самом заседании Совбеза 21 февраля его участникам сказали, что мероприятие будут транслировать в прямом эфире. На самом деле его показывали в записи.
Обращение Путина о начале так называемой спецоперации было записано, согласно публикации, 23 февраля. На следующий день ранним утром широкомасштабное вторжение в Украину началось.