Суд в Душанбе приговорил гражданского активиста Рамзи Вазирбекова, известного критикой таджикских властей, к 13 годам лишения свободы в колонии за «участие в преступной организации» и «призывы к насильственному свержению конституционного строя», передает таджикская служба Радио Свобода.
Суд над Рамзи Вазирбековым проходил пятого ноября в следственном изоляторе, при закрытых дверях. О вынесенном активисту приговоре Радио Озоди узнало от его родственников. По их словам, мужчина не признал вину, отвергнув все выдвинутые против него обвинения.
Днем ранее стало известно, что к 16 годам лишения свободы в колонии приговорили брата Рамзи, Ораза Вазирбекова. Его обвинили в экстремизме и призывах к свержению конституционной власти через интернет. По словам родственников активиста, его также обвинили в присвоении благотворительных средств, которые бадахшанские мигранты отправили семьям, пострадавшим в ходе спецоперации таджикских силовиков в Хороге в 2012 году.
Рамзи и Ораз Вазирбековы в последние годы жили в Москве и критиковали в соцсетях действия правительства Таджикистана. 29 июля стало известно об исчезновении в московском аэропорту Домодедово однофамильцев Ораза Вазирбекова и Рамзи Вазирбекова (у обоих есть российское гражданство). Через некоторое время их показали по телевидению в Таджикистане: они заявили, что добровольно вернулись в страну, чтобы помочь официальному расследованию событий, приведших к ноябрьским протестам. Ранее Ораз Вазирбеков говорил, что опасается похищения спецслужбами Таджикистана.
Родственники Ораза и Рамзи Вазирбековых неоднократно заявляли о нарушениях закона в ходе следствия. По их словам, они обращались к адвокатам в Душанбе, чтобы нанять их для защиты интересов Вазирбековых, но те, узнав, что дело касается событий в ГБАО, отказывались их защищать. По словам родственников Вазирбековых, назначенный государством адвокат с ними не поддерживает связь.
Сабрина Отамбекова, супруга Ораза Вазирбекова, ранее сообщала, что после того, как мужа и его брата вывезли из Москвы в Душанбе, никакой информации о них не поступало, родственникам разрешили только передавать посылки с одеждой и едой. Как отмечает Радио Озоди, правоохранительные органы не комментируют дела, связанные с событиями в Бадахшане, и лишь после вынесения приговора в редких случаях дают краткую информацию.
Протесты в Горно-Бадахшанской автономной области начались 14 мая, люди требовали отставки главы ГБАО Алишера Мирзонабота и мэра города Ризо Назарзоды, снятия всех блокпостов, прекращения преследования жителей Горного Бадахшана, а также справедливого расследования убийства Гулбиддина Зиебекова и еще двух человек во время ноябрьских митингов 2021 года в Хороге.
17 мая волна протестов переместилась из Хорога в Рушанский район. На следующий день власти заявили о проведении «антитеррористической операции», сославшись на то, что участники протестов напали на автоколонну силовиков и заблокировали участок международной дороги между Таджикистаном и Китаем.
«Антитеррористическая операция» в ГБАО продолжалась месяц (с 18 мая по 17 июня). Во время операции интернет и мобильная связь в регионе были отключены. МВД сообщило о задержании 220 человек и возбуждении уголовных дел в отношении 53 человек. Десятки жителей Горного Бадахшана были приговорены к длительным срокам заключения на закрытых судебных процессах. Три человека приговорены к пожизненному заключению, пишет таджикская служба Радио Свобода.
Международные правозащитные организации подвергли таджикские власти резкой критике. В частности, Human Rights Watch обратилась к правительству Таджикистана с просьбой прекратить незаконные аресты и несправедливые суды над жителями Горно-Бадахшанской автономной области.