Министерство юстиции РФ внесло в единый реестр «иностранных агентов» блогера Николая Соболева и ведущего «Популярной политики» Александра Макашенца, говорится на сайте ведомства.
Также «иностранными агентами» ведомство признало писательниц Елену Прокашеву и Екатерину Дудко, политолога и координатора движения «Свободная Ингрия» Павла Мезерина.
По данным Минюста, Соболев попал в реестр «иностранных агентов» так как «высказывался против граждан Российской Федерации и СВО, выступал в поддержку Украины, распространял материалы других «иноагентов».
Макашенец стал «иноагентом» за то, что, по версии ведомства, «высказывался против войны в Украине», «распространял негативную информацию о деятельности Минобороны РФ» и «продвигал санкционные списки в отношении граждан РФ».
Прокашева и Дудко, по данным Минюста, «распространяли информацию от других «иноагентов» и «пропагандировали ЛГТБ-отношения». А Мезерин, как считают в ведомстве, «выступал с призывами к действиям, результаты которых могут привести к нарушению территориальной целостности РФ».
С 1 декабря 2022 года в России вступил в силу закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». На основании этого документа Минюст РФ опубликовал новый единый реестр «иноагентов», в котором на начало декабря насчитывалось 493 позиции. Это все люди и организации, признанные «иноагентами» за десять лет с момента появления в России первого закона об «иностранных агентах».
Новый закон также позволяет признавать «иностранными агентами» лиц, не имеющих иностранного финансирования. Теперь Минюст сможет включать в реестр «иноагентов» любые российские или иностранные организации или физических лиц, если они получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием, а также ведут политическую деятельность либо собирают сведения о военно-технической деятельности России, которые «можно использовать против безопасности страны».
Также этот документ вводит реестр тех, кто «аффилирован» с «иноагентами». Ими будут признавать физлиц, которые были или являются в настоящее время участниками организации-«иноагента». В этот список войдут лица, получающие или получавшие в прошлом денежные средства от «иноагента», даже через посредников. В то же время на «аффилированных» лиц не будут распространяться ограничения, установленные для «иноагентов».
В новом законе указано, что Минюст сможет исключить «иностранного агента» из единого реестра спустя год после отказа от «иностранного влияния» или перечисленных в законе видов деятельности. При этом в случае повторного включения в реестр добиться исключения удастся не раньше чем через три года.
Закон об «иноагентах» в России появился в 2012 году. Он позволил Минюсту признавать некоммерческие организации «иностранными агентами», если они получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. Критерии, по которым определяется такая деятельность, в законе четко не определены, что позволяет властям преследовать организации, работающие в области просвещения, культуры, здравоохранения, экологии, защиты прав человека. Впоследствии появилась возможность признавать «иноагентами» СМИ и физических лиц.
Адвокат о законе, по которому в России «иностранным агентом» может стать каждый: