Рудничный районный суд Кузбасса назначил восемь месяцев исправительных работ журналисту Андрею Новашову по делу о «фейках» про российскую армию (часть 1 статьи 207.3). В течение года ему также запрещено публиковаться в интернете, сообщают Сибирь.Реалии.
Поводом для дела послужили публикации во «ВКонтакте», в том числе его авторский текст «Люди с большой буквы Z» и репост статьи журналистки Виктории Ивлевой «Мариуполь. Блокада».
Адвокат Новашова Мария Янкина в ходе прений заявила, что репост во «ВКонтакте» об атаках российской армии на Мариуполь нельзя считать «заведомо ложной информацией», поскольку его фактическое содержание невозможно опровергнуть – официальные данные о жертвах среди населения в ходе боевых действий в Украине официально не публиковались российской стороной. По словам Янкиной, обвинение не предоставило доказательств заведомой ложности информации.
Адвокат также указала на нарушения в ходе следствия: трое из шести свидетелей обвинения знакомы с сотрудником Центра «Э» Глебом Шевцовым, эксперты не установили место, откуда Андрей Новашов выходил в интернет, а также устройство для выхода в сеть. Эксперты-лингвисты, обращает внимание защита, допустили ошибки в датах, а также вышли за пределы вопросов в рамках экспертизы.
По данным проекта «Сетевые свободы», при задержании Новашова в марте 2022-го следователь предлагал ему «признать вину и извиниться перед лицом вооруженных сил», чтобы обеспечить себе вместо СИЗО домашний арест или запрет определенных действий в качестве меры пресечения. Однако суд не отправил его под стражу.
«Андрей Новашов категорически отказался от прекращения уголовного дела выплатой судебного штрафа без судимости, поскольку не признает вину в умышленном распространении лжи и настаивает на оправдании», – говорится в сообщении.
Андрей Новашов сотрудничал с Сибирь.Реалиями. Он в том числе освещал вопросы нарушения прав заключенных в колониях Кузбасса и преследования правозащитников. Президент медиакорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода Джейми Флай выразил обеспокоенность в связи с уголовным преследованием Новашова.