Президент Южно-Африканской Республики Сирил Рамафоса заявил, что правящая партия «Африканский национальный конгресс» на заседании национального исполнительного комитета приняла решение о выходе страны из-под юрисдикции Международного уголовного суда (МУС). Его слова приводит International Business Times.
Международный уголовный суд в Гааге 17 марта выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Им вменяют ответственность за незаконную депортацию детей с оккупированных территорий Украины в Россию. Через два дня пресс-секретарь президента ЮАР Винсент Магвенья заявил, что власти «осознают свою юридические обязательства». «Однако в период до саммита мы будем продолжать взаимодействовать с различными заинтересованными сторонами», – добавил он.
Решение партии, по словам Рамафоса, было принято «во многом» из-за того, что суд считает несправедливым отношение к некоторым странам. «Мы хотели бы, чтобы вопрос о несправедливом отношении был обсужден должным образом, а пока правящая партия вновь решила, что необходимо отказаться от участия», – сказал он на совместной пресс-конференции с приехавшим в страну с визитом президентом Финляндии Саули Ниинисте.
ЮАР не в первый раз пытается выйти из МУС. Такая попытка была предпринята в 2016 году после спора, возникшего годом ранее: тогдашний президент Судана Омар аль-Башир посетил страну для участия в саммите Африканского союза. ЮАР отказалась арестовать его, несмотря на то, что МУС выдал ордер на арест аль-Башира за предполагаемые военные преступления. Решение о выходе из МУС отменил суд, постановивший, что такой шаг стал бы неконституционным.
В августе этого года в ЮАР состоится саммит БРИКС. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что в Кремле получили приглашение для Владимира Путина. «Ближе к делу будут приниматься соответствующие решения», – добавил он.
Постановление МУС действует бессрочно и может касаться любого человека – в том числе главы государства. Однако Международный уголовный суд не выносит заочных приговоров. Это значит, что для судебного разбирательства подсудимый физически должен находиться в заключении в Гааге. Теперь Путин не может выезжать в страны, которые ратифицировали Римский статут, и в страны, которые признают юрисдикцию суда (123 государства). Это все страны Европы, вся Южная Америка (в том числе такие союзники России, как Венесуэла), Таджикистан, Афганистан, Бразилия, Южная Африка, Центральноафриканская Республика, Нигерия.
В юрисдикцию Международного уголовного суда входит расследование военных преступлений, преступлений против человечности и актов геноцида на территории Украины, какой бы из воюющих сторон они ни совершались. Украина и ряд стран обсуждают и возможность создания иных механизмов для привлечения российских официальных лиц и военнослужащих к ответственности. В свою очередь, высшее российское военно-политическое руководство отрицает совершение военных преступлений в Украине.