Близкие к Владимиру Путину миллиардеры Борис и Аркадий Ротенберги, попавшие под западные санкции в 2014 году из-за аннексии Крыма, смогли обойти их, защитив многие свои активы. Об этом стало известно из внутренней переписки — так называемого «Архива Ротенбергов». Расследование об этом опубликовали во вторник журналисты проекта OCCRP — материалы вышли в 17 мировых СМИ. Ведущую роль в расследовании сыграло издание «Важные истории».
Именно в его распоряжение попали около 50 тысяч электронных писем и документов, датированных 2013-2020 годами. Речь идёт, как утверждает издание, об архиве переписки так называемого фронтмена — человека, действовавшего в интересах Ротенбергов — по имени Максим Викторов. «Важным историям», как утверждается, передал его «источник, попросивший об анонимности по соображениям безопасности». «Мы поделились документами с журналистами OCCRP, Le Monde, Forbes, The Times и других мировых СМИ. Вместе мы несколько месяцев работали над утечкой, чтобы одновременно опубликовать свои расследования о том, как с помощью фронтменов окружение Путина сумело сохранить многие из своих зарубежных дворцов и яхт и продолжило тайно вкладывать деньги в активы на Западе, несмотря на санкции и свою антизападную риторику», — пишут «Важные истории». Всего в расследовании участвовало около 60 журналистов.
«Фронтмен» Максим Викторов
Один из текстов, опубликованный в «Важных историях», посвящён личности Максима Викторова, председателя попечительского совета Фонда скрипичного искусства, академика ныне упразднённой Академии безопасности, обороны и правопорядка, бывшего сотрудника КГБ и знакомого многих лиц из окружения Владимира Путина, включая и его старшую дочь Марию Воронцову. Одна из статей в «Важных историях» посвящена дому в австрийском Кицбюэле, где часто видели Марию Воронцову. Утверждается, что эта фирма получила миллионы евро от компании Аркадия Ротенберга.
После того, как в 2014 году Аркадий и Борис Ротенберги попали под санкции США, «на выручку им пришел Максим Викторов». Он, как пишут «Важные истории», стал помогать семье Ротенбергов прятать активы. Доли в их компаниях, как правило, переходили к различным закрытым паевым инвестиционным фондам, а эти фонды находились под управлением компании Викторова «Эвокорп». Ротенберги отрицали свою связь с этой компанией, однако документы, изученные «Важными историями», свидетельствуют об обратном. Утверждается также, что Викторов или его партнёры представляли интересы семьи Бориса Ротенберга в споре с властями Франции о налоге на яхту, а также пытались помочь ему «создать положительный образ» и избежать санкций ЕС.
Как утверждают «Важные истории», Викторов обладает большими связями на Западе, в частности, его партнёром был британский принц Майкл Кентский, связи которого с Россией ранее изучали британские СМИ.
Бывший топ-менеджер и косметолог
Также «Важные истории» изучили европейские активы бывшего топ-менеджера Аркадия Ротенберга, Руслана Горюхина, который приобрёл «два обширных имения во Франции, два пятизвездочных отеля в Германии и дворец в центре Мюнхена». Хотя Горюхин отрицает связь с Ротенбергами, из переписки следует, что их структуры де-факто контролируют его бизнес.
Ещё один материал посвящён некой Марине Бородуновой, 36-летнему косметологу из Латвии. Она, как утверждается, владела одним из закрытых паевых инвестфондов, который контролировал 80 процентов компании «РГ-Девелопмент», созданной Аркадием Ротенбергом. Бородунова владела и другими активами, например, квартирой в роскошном ЖК в Монако, вместе со своими двумя маленькими дочерьми она также является владелицей виллы за 4,25 миллиона евро на Французской Ривьере.Два источника назвали Бородунову «неофициальной женой» Аркадия Ротенберга.