Уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев сообщил, что встретился с Селимой Исмаиловой – 20-летней чеченкой, пытавшейся бежать от насилия в семье. Их разговор был показан по республиканскому телеканалу. На видео Исмаилова говорит, что с ней всё в порядке, и просит оставить её и семью в покое. Правозащитники считают, что её могли принудить это сделать.
Солтаев сказал, что сейчас над Исмаиловой и «ее мышлением поработали психологи», а правозащитники, которые помогали ей бежать, якобы являются «агентами Запада» и пытались дискредитировать Кавказ.
«Она в очень хорошем состоянии, ей ничего не угрожает, она может свободно перемещаться, у нее есть телефон, она общается с родственниками. Сейчас Селима находится с бабушкой, сестрой и отцом – отец ее очень любит, она тоже очень сильно любит отца, братьев и сестер», – утверждает Солтаев.
«Такие примеры видели неоднократно – это истории возвращенных в Чечню Луизы Дудуркаевой, Халимат Тарамовой, Лейлы Гиреевой из Ингушетии и других девушек», – напомнила в комментарии сайту Кавказ.Реалии основательница правозащитного проекта «Марем» Светлана Анохина.
«Если человека держат в заложниках, он будет улыбаться и говорить, что с ним все хорошо. Когда было по-другому? Но пусть нам объяснят тогда, куда делось дело о краже, по которому Селиму, собственно, задержали? Если это ложное обвинение, почему никто за это не наказан?» – отмечает правозащитница.
Селима Исмаилова при помощи правозащитников бежала из дома в Чечне и пыталась вылететь в Германию. Исмаилова говорила об избиениях со стороны отца и о том, что тот обещал «переломать ей все кости». 12 июня она была задержана в московском аэропорту «Внуково» и передана чеченской полиции. С тех пор о её местонахождении не сообщалось.
- Домашнее насилие – одна из системных проблем Северного Кавказа. Местные жительницы подвергаются ему со стороны мужей и других членов семьи. Как правило, полиция игнорирует такие случаи, а в случае возбуждения уголовных дел суды выносят минимальные наказания.
- За последние десять лет законопроекты о профилактике домашнего насилия вносились в Госдуму более 40 раз, но не прошли ни одного чтения. В 2017 году из российского Уголовного кодекса удалили статью за побои, а за семейное насилие ввели административную ответственность.