Сразу несколько отрядов «ЧВК «Редут» в 2023 году начали набирать заключённых из российских колоний, выяснил расследовательский проект Радио Свобода и канала Настоящее время «Система». С помощью открытых данных и из общения с родственниками заключенных журналистам удалось установить имена более 30 осужденных, которые служат в «Редуте». Фонд «Русь сидящая» считает, что общее число попавших в «Редут» заключённых может превышать тысячу человек. Их вербуют в исправительных учреждениях по всей России: от Белгорода до Владивостока. А один из рекрутеров «Редута» проговорился корреспонденту «Системы», что заключённых из колоний набирают «скопом и планово».
В феврале 2023 года глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин заявил о прекращении набора заключенных в компанию — таким образом, российское Минобороны стало монополистом по привлечению людей из колоний на войну в Украине. Прежде, начиная с середины осени 2022 года, военные вербовали осуждённых экс-сотрудников силовых структур в так называемых красных колониях (ИК для бывших сотрудников правоохранительных органов). С 2023-го рекрутеры военного ведомства начали приезжать и в остальные исправительные учреждения. Часть заключенных соглашается отправиться на войну, потому что Владимир Путин пообещал помиловать участников боевых действий.
В отличие от пригожинских, они [редутовцы] не знают тюремной иерархии, не знают, как себя вести и как общаться с заключенными.Ольга Романова, «Русь сидящая»
Уже летом в чатах, где общаются родственники заключенных, начали появляться сообщения о людях, которые, находясь в исправительных колониях, заключили соглашение с Минобороны, но уехали на войну в составе одного из отрядов «ЧВК «Редут». Журналисты «Системы», опираясь на открытые данные и разговоры с родственниками осужденных, смогли узнать имена 32 таких заключённых.
Процесс вербовки начинается с того, что представители министерства обороны приезжают в колонии и предлагают осуждённым заключить соглашение об «участии в выполнении специальных задач» сроком до полутора лет. Заключённым обещают амнистию через шесть месяцев службы, но по соглашению, после этого они должны будут подписать годовой контракт с министерством обороны.
Набор осуждённых проводится «скопом и планово», следует из слов одного из рекрутеров «Редута», с которым поговорил журналист «Системы». Уже после того, как осужденные попадают в тренировочный лагерь или на передовую, командиры «Редута» забирают (на военном сленге — «перекупают») какую-то часть новобранцев себе, объясняет в разговоре с «Системой» основатель фонда помощи осужденным «Русь сидящая» Ольга Романова.
До запрета «сверху» ЧВК «Вагнер» цеплялась за монополию на набор заключенных, поскольку вагнеровцы получали на это дополнительный бюджет, считает Романова. А вот для «Редута» вербовка осужденных может оказаться скорее дополнительной нагрузкой, нежели благом, считает правозащитница: «В отличие от пригожинских, они [редутовцы] не знают тюремной иерархии, не знают, как себя вести и как общаться с заключенными». Также, в отличие от «Вагнера», сейчас у представителей «Редута» более «узкое горло» – если у вагнеровцев была возможность набирать из зон напрямую, то сейчас доступ в колонии есть только у людей из Минобороны.
«Многие заключённые жалуются, что они завербованы министерством обороны, а сейчас фактически служат в «компании» [«Редут»]. И им это не нравится, они скорее готовы довериться государству, чем вот таким «лавочникам». Пригожин был для них понятной фигурой, а «Редут» — что это? Примерно так они рассуждают», — считает основательница «Руси сидящей».
В некоторых случаях заключенным, подписавшим соглашение с военным ведомством, приходится переподписывать контракт уже с «Редутом», утверждают в разговоре с «Системой» сразу два родственника таких бойцов. С момента «покупки» ответственность за наемников несут уже командиры «компании», утверждает жена одного из бойцов: «Берет под свою опеку [их] «Редут».
Как правило, заключённые оказываются в отдельной роте в одном из пяти отрядов «Редута»: «Ветераны», «Рысь», «Тигр», «Волки» или «Север». Они попадают в «Редут» из самых разных российских колоний, выяснила «Система»: мы обнаружили людей из Мордовии, Тулы, Екатеринбурга, Владивостока, Белгорода, Пермского края, Башкирии, Свердловской и Саратовской областей.
Заметная часть осуждённых тренируется на одном из полигонов «редутовского» батальона «Волки»: инструктор батальона в интервью RT утверждал, что большинство новобранцев на полигоне — именно бывшие заключенные. В конце августа 2023 года экс-командир «Волков» Давор Савичич в эфире пропагандистского ток-шоу «Соловьев LIVE» посетовал, что в этот батальон «начали зэки выходить».
Подсчитать точное количество заключённых, завербованных в «Редут», затруднительно: ни Минобороны, ни сама «компания» не афишируют эти данные. К моменту публикации Минобороны удалось забрать на войну более 30 тысяч осужденных, подчеркивает Романова, а в «Редут» могло уйти более тысячи человек.
Фонду «Русь сидящая» известно о 600 заключённых, которые были завербованы Минобороны еще в феврале 2023 года, отслужили положенные для амнистии шесть месяцев, но до сих пор не получили постановления о помиловании.
Как выяснили в совместном расследовании «Система» и «Схемы», «Редут» — это псевдо-ЧВК с разветвленной системой боевых формирований, которая напрямую управляется Минобороны и Главным управлением Генштаба ВС (ГРУ). Подробнее об этом читайте в большом материале о «ЧВК «Редут».