0.8 C
Москва
Пятница, 10 января, 2025

«Мы не позволим Вредителю Вредителевичу забыть о содеянном»

Интересное

Ровно год назад оппозиционный политик Алексей Навальный вернулся в Россию. Не успев пересечь границу, он был задержан, а впоследствии арестован и отправлен в колонию по делу «Ив Роше».

Задержание Навального поначалу вызвало бурную реакцию у его сторонников — пять раз они проводили несогласованные акции протеста в разных городах России, требуя освободить политика. Проходили эти акции с разной степенью успешности — несанкционированные митинги 23 и 31 января были относительно массовыми, их итогом стали задержания и уголовные дела. Другие же акции были менее заметны.

Из самых известных представителей «команды Навального» в России остался только сам Навальный. Другие же по разным причинам, как писали СМИ, покинули Россию. Правда, одни (например, Леонид Волков и Иван Жданов) информацию об отъезде не скрывали, другие же (например, Любовь Соболь) до сих пор не подтвердили, но и не опровергли ее.

Что сторонники Навального говорят спустя год после его возвращения в Москву и на какие вопросы не могут дать ответов — в материале Znak.com.

«Этот день войдет в историю»

Один из ближайших соратников Навального, экс-руководитель сети штабов политика* Леонид Волков написал, что год назад Алексей Навальный «совершил большой поступок, <…> который изменил Россию бесповоротно». В чем именно заключается это изменение, Волков не уточняет, но он «убежден, что эту уверенность разделяют миллионы единомышленников». По мнению Волкова, 17 января 2021 года «войдет в историю как день начала конца путинизма».

В том, что день возвращения Навального в Россию войдет в историю, уверена и пресс-секретарь политика Кира Ярмыш. «Вообще-то 17 января — радостный день. Я бы даже сказала день торжества. Путин-то думал, что убьет Навального, потом — что хотя бы не позволит ему вернуться, напугав уголовными делами. А в итоге сбылся его худший кошмар: Алексей, живой и невредимый, возвратился в Россию еще сильнее, чем раньше», — написала Ярмыш.

Экс-юрист ФБК** Любовь Соболь к годовщине возвращения Навального выпустила ролик. 8 из 10 минут этого ролика посвящены событиям 17 января прошлого года. Оставшееся время Соболь говорила о Владимире Путине, которого «мировые лидеры весь год называли убийцей» и чей рейтинг показал заметное снижение. «Мы не позволим Вредителю Вредителевичу забыть о содеянном и перевернуть страницу», — говорит Соболь.

Руководитель отдела расследований в ФБК Мария Певчих, рефлексируя о событиях прошлого года,  честно признается, что у нее «не получилось сделать какие-то выводы, подвести итоги». При этом Певчих убеждена, что «мы обязаны бороться, каждый день совершая какое-то действие, которое может помочь вытащить его (Навального) из тюрьмы». Певчих также призвала своих подписчиков «не кокетничать и не притворяться», потому что если они читают ее пост, значит «знают, какое действие могут совершить». 

Два уголовных дела, возбужденных против Алексея Навального, вскоре поступят в суд

Бывший директор ФБК** Иван Жданов считает, что «результатом возвращения Навального стало окончательное понимание, что в стране есть лидер, готовый побеждать Путина», а само возвращение Навального — «пример героического сопротивления». 

Владимир Милов по случаю годовщины со дня возвращения Навального написал колонку для издания «Вот так». В ней он пишет, что «уникальная историческая миссия Навального в том, что он дает надежду уже не первому поколению россиян». «Сейчас можно констатировать, что Путину не удалось „выключить“ Навального из публичной повестки, не удалось сломить его дух. Не удалось разгромить его команду», — уверен Милов.

«Все только начинается»

Экс-мэр Екатеринбурга, бывший депутат Госдумы Евгений Ройзман заявил Znak.com, что возвращение Навального «это шаг не просто мужественный, это шаг порядочного человека, однозначно это мужской сильный правильный поступок». «Он не мог поступить иначе. По-настоящему советовались они только с Юлей. У него ни на секунду не было сомнений, и она сказала, что она с ним», — говорит Ройзман. По его мнению, сейчас у Навального «нет никаких иллюзий относительно своей судьбы: он точно понимает, что срок его безграничен». 

Ройзман уверен, что команда Навального «не сдалась», «они кого смогли — эвакуировали, но никого не бросают, ведут борьбу за него на других рубежах». «Я думаю, что с момента возвращения в Россию, сторонников Навального только прибыло. Это для сильного политика огромный плюс. Его имя прозвучало на весь мир. По моим ощущениям, все только начинается и для страны, и для Навального», — говорит Ройзман.

В том, что «все только начинается», уверен и режиссер Виталий Манский, который как и Ройзман встречал Навального в аэропорту год назад. «[Ответить на вопрос, сделал ли Навальный ошибку, вернувшись, ] можно будет только в конце истории, а сейчас история только начинается», — заявил нашему изданию Манский. Режиссер признается, что действия команды Навального, например организованные ими акции протеста, оценивать, «сидя в комфортном кресле в Риге, не может». 

«Не могу комментировать героические и весьма опасные действия, которые предпринимали люди, к которым я отношусь с уважением. Команда Навального осталась, но мы должны понимать, что в России они экстремисты и террористы, они находятся вне закона и им довольно сложно быть заметными и публичными из-за этого. Все легальные действия [с их стороны] по закону сразу становятся нелегальными», — говорит Манский. Он считает, что команда Навального «не рассчитана на совершение акта самосожжения, пусть даже эффектного». По мнению Манского, сторонники политика «взяли на себя труд и ответственность изменить всю страну к лучшему».

Писатель, журналист Дмитрий Быков, также встречавший Навального в аэропорту, заявил Znak.com, что «в логике Навального [его возвращение] не ошибка». А митинги его сторонников после ареста Навального — единственный способ реакции, «других просто не существует». «Реакция [сторонников] была адекватной, а реакция власти нет. Но власть действовала весь год в рамках своей логики и действовала единственно возможным способом в ситуации, когда ее поймали за руку, а отравляемый позвонил отравителю и получил все доказательства своего отравления», — говорит Быков. 

Политактивист и бывший политзаключенный Константин Котов, который также год назад приезжал во Внуково встречать Навального, рассказал Znak.com, что считает поступок оппозиционера «мужественным шагом настоящего политика». В то же время он предположил, что Навальный мог слишком понадеяться на поддержку мирового сообщества и своих российских сторонников в случае его ареста: «Наверное, Алексей рассчитывал, что после возвращения в Россию, даже если его задержат, он долго не пробудет за решеткой. Либо давление Запада, либо протесты в России подействуют на власть. Оказалось, что нет».

В то же время Котов уверен, что митинги в поддержку политика, которые прошли в России после задержания и начала судов над Навальным, не были ошибкой, пусть после них и очень многие люди стали фигурантами уголовных дел.  

*Бывшие штабы Навального по решению суда включены в реестр экстремистских организаций.

**ФБК по решению Минюста РФ внесен в реестр иностранных агентов, фонд признан экстремистской организацией.

Поддержи независимую журналистику

руб.

- Advertisement -spot_img
- Advertisement -spot_img

Последние новости