Глава «Комитета против пыток», член Совета по правам человека Игорь Каляпин оценил как «не очень правильную» реакцию президента Владимира Путина на доклад правозащитников о пытках в системе ФСИН.
«Думаю, что Владимир Владимирович пытался сделать вид, что это неважно и потому не очень интересно. На самом деле, я думаю, что это просто маска. Не то что он сильно переживает, но он сильно обеспокоен. <…> Люди возмущены пытками и ждут от власти принятия каких-то срочных мер. А президент вчера сделал вид, что ничего такого уж экстраординарного во всем этом нет, что это один из вопросов, с которыми надо спокойно разобраться, как он выразился. И, по-моему, это не очень правильное поведение власти в такой ситуации», — сказал Каляпин в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
В четверг 9 декабря Путин проводил встречу с членами СПЧ. Доклад о пытках в российских колониях делала правозащитница Ева Меркачева. В своем выступлении Меркачева, в частности, заявила о необходимости внесения в УК РФ статьи «Пытки», чтобы силовики, пытавшие заключенных, были осуждены не просто за превышение полномочий, а именно за пытки. Также член СПЧ предложила передавать все уголовные дела о пытках в российских колониях для расследования в Центральный аппарат СКР и усилить прокурорский и общественный надзор за учреждениями ФСИН.
Владимир Путин коротко и нечетко ответил на вопросы СПЧ о пытках в российских тюрьмах
Большую часть вопросов, поднятых Меркачевой, президент не прокомментировал. «Вещи абсолютно недопустимые. Чего там комментировать? Все правильно вы говорите, работать надо по этому направлению последовательно и добавиться нужных нам результатов», — сказал Путин.
С начала октября правозащитный проект Gulagu.net опубликовал серию видео о пытках и изнасилованиях заключенных в туберкулезной больнице ФСИН № 1 в Саратове, белгородской ИК № 4, камчатской ИК № 6 и иркутском СИЗО № 1. Ролики из секретного архива ФСБ и ФСИН вызвали огромный резонанс, были возбуждены уголовные дела.