Около десятка россиян, подпавших под санкции, владеют в Великобритании собственностью примерно на 800 млн фунтов (более $1 млрд), пишет BBC в своем новом материале после изучения ставших достоянием общественности офшорных документов, записей земельного кадастра Великобритании, судебных документов и предыдущих отчетов по этой теме.
Имеющие связи с российским президентом Владимиром Путиным люди, как утверждает издание, скупали многомиллионные загородные особняки на юге Великобритании и роскошные квартиры в самых дорогих районах Лондона.
Роман Абрамович. Он подпал под санкции Великобритании в марте этого года. По данным издания, его имя связано с 50 объектами недвижимости в Лондоне общей стоимостью 230 млн фунтов (около $300 млн), включая особняк с 15 спальнями в Кенсингтоне. Это его самая дорогая лондонская недвижимость, которая расположена на улице, прозванной «Миллиардерской», так как там стоят огромные особняки в итальянском стиле, говорится в расследовании BBC.
Абрамович приобрел эту собственность на западе Лондона через офшорную компанию в 2011 году, предположительно заплатив за нее 90 млн фунтов (около $117 млн). В 2016 году бизнесмен получил разрешение провести там реконструкцию за 28 млн фунтов (около $36,5 млн), включая строительство бассейна. В документации, которая была подана на одобрение в местный совет, уже существовавший в особняке бассейн был описан как крошечный и не позволяющий с комфортом заниматься плаванием.
В 2017 году Абрамович купил квартиру рядом с Кингз-роуд за 8,7 млн фунтов, а в 2019 году – трехэтажный пентхаус в Челси за 22,3 млн фунтов.
Алишер Усманов. Его Лондон включил в санкционный список также в марте 2022 года. BBC пишет, что с ним связаны два особняка и другая недвижимость в Лондоне общей стоимостью более 150 млн фунтов (около $195,5 млн). По данным британского правительства, состояние Усманова оценивается в $18,4 млрд, что включает резиденцию Бичвуд-хаус в Хайгейте на севере Лондона и поместье XVI века Саттон-Плейс в Суррее.
Представитель Усманова заявил, что большая часть недвижимости миллиардера в Великобритании, а также яхта стоимостью $600 млн ранее были «переданы в безотзывный траст», что потенциально вывело их из-под санкций.
Издание указывает, что определить, кому принадлежат два дома, на которые обратили внимание британские власти, будет чрезвычайно сложно. Владение ими осуществляется через сложную сеть трастов и компаний, зарегистрированных в таких местах, как Виргинские острова.
Двое племянников Усманова также владеют собственностью на севере Лондона на миллионы фунтов стерлингов.
Олег Дерипаска. Правительство Великобритании называет его владельцем состояния в 2 млрд фунтов. В начале марта во время судебных слушаний сообщалось, что Дерипаска – владелец многомиллионного портфеля недвижимости в Великобритании, в том числе особняка Hamstone House в Вейбридже, в графстве Суррей. В 2001 году кипрская компания Edenfield Investments Limited приобрела особняк за 7,1 млн фунтов (более $9 млн).
Дерипаска также владеет большим домом на Белгрейв-сквер – тем самым, который заняли протестующие против войны в Украине. Однако представитель миллиардера тогда заявил, что имущество принадлежит членам семьи.
Журналисты указывают, что существуют доказательства того, что Дерипаске принадлежит здание в пяти минутах ходьбы от Букингемского дворца. Дом с террасой XVII века был куплен в 2004 году за 4,7 млн фунтов (около $6,1 млн) офшорной компанией Astibe Limited.
Михаил Фридман. Он, по данным издания, владеет огромным домом Athlone House на севере Лондона, за который в 2016 году он заплатил 65 млн фунтов (около $84,7 млн). После реставрации здания в нем появились винный погреб, кинозал, бассейн, помещение для занятий йогой и сигарная комната.
После того, как ЕС наложил санкции на Фридмана, были заморожены акции в инвестиционной компании LetterOne, владеющей международной сетью магазинов здорового питания Holland & Barrett. LetterOne, чуть менее 50% которой принадлежит Фридману и Петру Авену, позже объявила, что они «прекратили какое-либо участие в деятельности компании».
Петр Авен. В санкционных документах ЕС Авена характеризуют как «одного из ближайших олигархов Владимира Путина», который «не действует независимо от требований президента». После введения санкций его активы в LetterOne, как и принадлежащие Фридману акции, были заморожены.
BBC cо ссылкой на земельный кадастр указывает, в 2009 году некая кипрская компания заплатила 8 млн фунтов (около $10,4 млн) за его дом Ingliston House в Вирджиния-Уотер в графстве Суррей. Сообщается, что Авен владеет обширной частной коллекцией произведений искусства, в которую входят работы Кандинского, Луизы Буржуа и Генри Мура.
Авен рассказал журналистам, что его семья также владеет квартирой с двумя спальнями и однокомнатной квартирой-студией в центре Лондона.
Он сказал, что «категорически не согласен» с описанием правительством Великобритании, назвавшим его «прокремлевским олигархом». По его словам, санкции против него «понятны, но несправедливы». Авен добавил, что не видит веских причин для применения санкций и что он никогда не действовал по требованию Владимира Путина. «Я и мои партнеры всегда старались быть вне политики», – сказал он.
Игорь Шувалов. Его активы в Великобритании включают две роскошные квартиры в Уайтхолле стоимостью около 11 млн фунтов (около $14,3 млн). Впервые об этом сообщил Фонд борьбы с коррупцией Навального.
Представитель Шувалова в ответ на вопросы BBC подтвердил, что в 2014 году право собственности на квартиры было передано российской компании, «подконтрольной семье Шуваловых».
Стоимость квартир значительно превышает стоимость совместного с женой имущества, которую Шувалов задекларировал в 2014 году, – примерно 634 тысячи фунтов (более $826 тысяч). Представитель Шувалова сказал журналистам, что эти вопросы «были предметом компетентных госпроверок» и не вызвали никаких жалоб.
Андрей Акимов. Председатель правления «Газпромбанка» подпал под санкции США в 2018 году, в апреле этого года он подпал под санкции Великобритании.
В сотрудничестве с Международным консорциумом журналистов BBC обнаружила в «архиве Пандоры» документы, связывающие Акимова с недвижимостью в Лондоне. Документы земельного кадастра показали, что партнерша Акимова Марианна Чайкина владеет квартирой в Найтсбридже, купленной в 2012 году за 10 млн фунтов (около $13 млн) компанией Inma Investments, зарегистрированной на Виргинских островах. Чайкина, как сообщается, также может быть совладелицей ряда фирм Акимова.
Полина Ковалева. Падчерица главы МИД РФ Сергея Лаврова подпала под санкции Великобритании 24 марта. Полина Ковалева купила квартиру в Кенсингтоне без ипотеки в 2016 году, когда ей был 21 год.
Аркадий Ротенберг. США и ЕС включили бизнесмена в санкционный список в 2014 году, также он под санкциями Великобритании. Его брат Борис и сын Игорь подпали под санкции в марте. Аркадия Ротенберга считают одним из самых близких друзей Путина.
С его именем связывают особняк Upper Ribsden в деревне Виндлшем, который в 2012 году за 27,5 млн фунтов (около $35,8 млн) купила компания Ravendark Holdings Limited, зарегистрированная на Виргинских островах. Компания получила кредит на покупку в размере более 30 млн фунтов от другой компании, тоже на Британских Виргинских островах, которая, как утверждается, принадлежит Ротенбергу.
Герман Хан. Миллиардер, по мнению британского правительства, является «близким соратником Владимира Путина, причастным к дестабилизации Украины». Он подпал под санкции в марте этого года.
BBC cо ссылкой на «панамское досье» пишет, что Герман и Анжелика Хан владеют акциями сейшельской компании Apilosa Corporation. Документы земельного кадастра показывают, что в 2008 году компания заплатила 62 млн фунтов (около $80,8 млн) за две квартиры недалеко от Букингемского дворца.
Еще две квартиры в этом районе Герман Хан купил в 2005 году. По документам, в 2018 году они были переведены на имя его жены. Пара также купила особняк в Вирджиния-Уотер в графстве Суррей за 26 млн фунтов в 2014 году (около $33,8 млн). 24 декабря 2021 года особняк был продан компании Ravenmorrow Limited за 31 млн фунтов (около $40,4 млн).
Журналисты указывают, что неясно, кому сейчас принадлежит это имущество. Ravenmorrow Limited была создана в декабре прошлого года, и в документах британской компании ни одно физическое лицо не указано в качестве бенефициарного владельца.
Михаил Гуцериев. Основатель промышленно-финансовой группы «Сафмар» подпал под санкции Великобритании еще в августе 2021 года из-за его близких отношений с Александром Лукашенко.
Гуцериев больше не участвует в работе «Сафмара», который теперь частично принадлежит его сыну Саиду, гражданину Великобритании, не подпавшему под санкции. Как пишет издание со ссылкой на «архив Пандоры», Саид Гуцериев владеет многомиллионным офисным зданием в лондонском Сити, купленным более чем за 40 млн фунтов (более $52 млн) через секретную офшорную компанию. Представители Саида Гуцериева сообщили журналистам, что у него нет «никаких деловых связей с отцом».
Юрий Соловьев. Высокопоставленный руководитель находящегося под санкциями российского банка ВТБ подпал под санкции Великобритании 15 марта этого года. 51-летний Соловьев имеет российское и британское гражданство.
Соловьев владеет двумя объектами недвижимости в Лондоне на свое имя – пентхаусами в Хэмпстеде и в Вестминстере. Третья квартира рядом с Кенсингтонским дворцом в 2006 году была сразу куплена на имя родственника за 2,2 млн фунтов (около $2,8 млн). Она обнаружилась в «панамском досье» в 2016 году.
Представитель ВТБ сообщил BBC, что Соловьев «покинул группу ВТБ 24 февраля 2022 года», в день, когда Россия начала вторжение в Украину.
«Трудности, с которыми сталкиваются судьи и юристы, пытаясь выяснить, кому принадлежит та или иная недвижимость в Великобритании, иллюстрируют, насколько сложно отследить активы олигархов, находящихся под санкциями», – отмечает BBC.