Издание «Проект» получило обвинительное заключение по делу бывшего журналиста газет «Коммерсант» и «Ведомости» Ивана Сафронова о государственной измене. Сафронов больше двух лет находится в СИЗО, ему грозит 25 лет лишения свободы. Из документа следует, что ни один из свидетелей по делу ничего не знает о реальных «преступлениях» журналиста. А «секреты», которые он якобы разгласил, находятся в открытом доступе.
Следователи не нашли ни одного чиновника, который передавал бы Сафронову секретные данные. Согласно документам, ни один из них не сказал, что передавал журналисту секретные сведения. Лишь один свидетель – бывший глава Объединенной ракетно-космической корпорации Юрий Власов – предположил, как именно Сафронов мог узнать «гостайну». По его словам, журналист бывал в его кабинете и «мог увидеть некоторые документы о космических аппаратах военного назначения» на его столе. Однако нет никаких доказательств этой версии.
Сотрудничество гражданина Чехии Лариша и немецкого политолога Воронина с зарубежными разведками подтверждается только справкой от Службы внешней разведки России. По мнению журналистов «Проекта», СВР «вряд ли затруднилась бы написать такую по просьбе ФСБ». Но даже если Лариш и Воронин действительно работали на иностранные спецслужбы, доказательств того, что журналист Сафронов об этом знал, в обвинительном заключении нет.
В документе также есть показания бывшей сотрудницы Znak.com и RT Екатерины Винокуровой. Именно она в 2015 году рекомендовала Сафронова политологу Дмитрию Воронину, который в феврале прошлого года был арестован по обвинению в госизмене. Он якобы продавал иностранным разведкам сведения, полученные от Сафронова. Винокуровой показали переписку Сафронова с «агентами зарубежных разведок». Прочтя материалы, девушка заявила, что эти вопросы «допускают раскрытие» гостайны, а сама бы она не стала «ни при каких обстоятельствах» сотрудничать «по таким темам» с иностранцами. Примечательно, что ее слова попали в обвинительное заключение, хотя Винокурова не является экспертом ни по гостайне, ни по военной тематике. Даже в своей журналистской работе она освещала исключительно внутреннюю политику.
Показания по делу давал и главный редактор «Коммерсанта» Владимир Желонкин. Ему, как и Винокуровой, показали переписку Сафронова с «агентами». Он, в свою очередь, заявил, что не давал своему сотруднику задание выяснять детали, которые они увидели в файле.
Журналисты «Проекта» также проанализировали перечисленные в обвинительном заключении «государственные тайны», которые якобы передал Сафронов зарубежной разведке, а также открытые источники, которыми он мог воспользоваться для получения информации. Как оказалось, все эти «секреты» находятся в открытом доступе.
«Эти документы свидетельствуют – доводы следствия выглядят абсурдно», – подчеркнули в издании.
«Проект» также выяснил, что следить за журналистом начали еще в 2014 году. Хотя, по версии следствия, «секретные» данные иностранной разведке он передал в 2017 году, а задержали его в 2020 году.
Сафронова, который работал на тот момент советником главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, арестовали 7 июля 2020 года по обвинению в госизмене. По версии ФСБ, он якобы сотрудничал со спецслужбами Чехии и предоставил им в 2017 году данные о поставках оружия из России в страны Африки и информацию о деятельности Вооруженных сил РФ на Ближнем Востоке. Однако какая именно информация была передана, неизвестно. Рогозин, со своей стороны, заявлял, что доступа к секретной информации в «Роскосмосе» Сафронов не имел. Сам Сафронов вину не признает.
Журналист был автором ряда резонансных публикаций в СМИ о российской армии, космической и военной промышленности. Следователи отрицают, что уголовное преследование Сафронова связано с его работой, но ранее они предлагали ему заключить досудебное соглашение в обмен на раскрытие журналистских источников.
Президент России Владимир Путин дважды публично заявлял, что обвинения связаны с периодом работы в «Роскосмосе», куда Сафронов устроился советником гендиректора по коммуникациям в 2020 году. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков уточнял, что президент «оговорился».