Российские власти заявляют, что в стране находится 5,3 млн беженцев из Украины. Однако эта цифра может быть завышена в несколько раз, считают представители фонда «Гражданское содействие» (ГС).
В фонде отметили, что основным источником информации о прибытии украинских беженцев стало агентство ТАСС. Все данные о числе беженцев из Украины, оказавшихся на территории России, изданию передавал неназванный источник в силовых структурах.
Представители ГС полагают, что данные, которые использовали в ТАСС, скорее всего, взяты из открытой статистики ФСБ о пересечении границ. Однако в эту статистику включены не только вынужденные переселенцы и беженцы, а все, кто пересекал границу, в том числе и по несколько раз.
«В России отсутствует нормальная статистика по беженцам. Это напрямую связано с тем, что российские власти разрушили институт убежища (за 2022 год временное убежище получили всего 97,5 тысячи человек, а официальный статус беженца был присвоен всего пяти человекам – НВ)», – отмечает автор доклада, аналитик Комитета «Гражданское содействие» Константин Троицкий.
О том, что в России не находится 5,3 млн беженцев из Украины, свидетельствует, как считают в ГС, и миграционная статистика. Согласно данным МВД, за 2022 год на миграционный учет встало более миллиона человек из Украины и почти 84,5 тыс. – из так называемой «ЛДНР». Однако и это, как подчеркивают авторы доклада, – неточная цифра, поскольку один человек может встать на учет несколько раз за год или же уехать в другую страну.
Из той же статистики МВД следует, что за 2022 год разрешение на временное проживание (РВП) получили 35,8 тыс. человек из Украины. Это на 21% меньше, чем в 2021 году. Вид на жительство же на конец года имели 71,3 тыс. выходцев из Украины, что на 24% меньше, чем в 2021-м. В ГС сделали вывод, что, вероятно, некоторые беженцы предпочли не вставать на учет совсем.
«Многие беженцы из Украины не видят смысла в получении этого урезанного и недолгосрочного статуса. Кроме того, российские власти, руководствуясь своими агрессивными и безумными геополитическими проектами, взяли установку по ассимиляции украинцев, поэтому они склоняют их к получению российского гражданства, а не статуса «временное убежище» (гражданство РФ в 2022 году получили 303 тысячи украинцев – НВ)», – подчеркнул Троицкий.
Косвенно оценить количество беженцев можно по объемам материальной помощи, полагают в ГС. Так, правительство РФ выделило 12,3 млрд рублей в качестве единовременной материальной помощи для прибывших из Украины. Размер этой выплаты составляет 10 тысяч рублей на человека. На поддержку пенсионеров, инвалидов, семей с детьми власти потратили еще 10,5 млрд рублей. Исходя из расчета, в России может находиться около 1,2 млн граждан Украины.
Однако, как считают авторы доклада, даже эту цифру нельзя назвать точной, так как неизвестно, кто из беженцев получил эту помощь, а кто – нет. Причина этого, по мнению Троицкого, в том, что в России правовой механизм признания беженцами не функционирует.
Таким образом, как утверждают авторы доклада, ни одна из приведенных выше цифр не говорит о том, что в России могут находиться миллионы беженцев.
«Можно предположить, что у российских властей есть реальная статистика по выходцам из Украины. Но на материальную помощь выделена сумма явно не из расчета пребывания в России миллионов беженцев», – заключает Троицкий.
Рассказы беженцев из Мариуполя. Год спустя: