Министерство юстиции России в пятницу объявило так называемым иностранным агентом политолога Марию Снеговую. Кроме неё реестр «иноагентов» пополнили журналисты Дмитрий Губин и Дмитрий Евловский, публицист Андрей Солдатов и бывший следователь Кирилл Качур. Все они находятся за пределами страны.
Мария Снеговая – политолог, научный сотрудник Института европейских, российских и евразийских исследований (IERES) Университета Джорджа Вашингтона. участница «Форума свободной России». Она неоднократно давала комментарии международным СМИ, в том числе по вопросам текущей политики Кремля и войны России в Украине.
Дмитрий Губин – журналист и теле- и радиоведущий, работал в газете «Коммерсантъ», журнале «Огонёк», на радио «Вести-FM» и на телеканале «ТВ Центр». С 2017 года живёт в Германии.
Дмитрий Евловский – бывший заместитель главного редактора телеканала «Дождь», сейчас ведущий Youtube-канала «Ходорковский LIVE».
Кирилл Качур был следователем по особо важным делам в Следственном комитете России, позже основал собственную юридическую фирму. В России он обвиняется в создании организованной группы, принятии активного участия в хищениях и вымогательстве крупных сумм, заочно арестован.
Андрей Солдатов – публицист, главный редактор издания Agentura.ru. В России обвиняется в распространении так называемых фейков о российской армии.
- Законодательство об «иноагентах» в России появилось в 2012 году. Закон позволил Минюсту признавать некоммерческие организации «иностранными агентами», если они получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. Критерии, по которым определяется такая деятельность, в законе чётко не определены, что позволяет властям преследовать организации, работающие в области просвещения, культуры, здравоохранения, экологии, защиты прав человека.
- Впоследствии появилась возможность признавать «иноагентами» СМИ и физических лиц, в том числе тех, кто не получает зарубежного финансирования, но «находится под иностранным влиянием». Что именно следует считать иностранным влиянием, российское законодательство не уточняет.